Змеиный код цивилизации

Новости науки

Как африканские культы раскрывают древнейшие мифы человечества

В июле издательство «Петербургское востоковедение» выпускает книгу антрополога Андрея Бер-Глинки под названием «Представления о змеях в Старом свете. Африка». Хотя формально работа посвящена верованиям, связанным со змеями в Африке, по сути она исследует глубинные идеи, лежащие в основе древнейших мифологических представлений по всему миру.

Образ змеи встречается во множестве древних мифов и народных верований, вызывая множество вопросов. Почему в библейской книге Бытия змей имел такое же право доступа к первым людям, как и Бог? Почему у народов Европы, от античных греков и римлян до финнов и славян, существовал обычай держать домашних змей и кормить их? Какое значение имела пара змей, которую часто изображали на домашних алтарях в древнеримских домах? По какой причине змея обвивает посох Асклепия-Эскулапа и находится под щитом Афины? Почему изображения змей и драконов до сих пор украшают входы в здания, крыши и козырьки на огромной территории от Австрии до Китая? В поисках ответов на эти вопросы автор обращается к африканским традициям, где древние представления до сих пор тесно связаны с культовой практикой и общественными институтами.

«Змея-душа своим дыханием вдыхает в человека жизнь; с ее смертью умирает и человек»

Народы Нгуни, Южная Африка

В африканской культуре змея является одним из основополагающих элементов картины мира. Она стоит выше как животных, так и людей, располагаясь в одном ряду со стихиями, небесными телами, атмосферными явлениями и духами. По своему значению и функциям в мироздании змея приближается к божествам. От священного положения кобры на царской короне в Древнем Египте до африканских мифов о змее как творце мира и первых людей, вдохнувшей в них жизнь и научившей их близости, змея в Африке всегда и повсеместно занимала особое место.

Согласно африканским представлениям, после физической смерти человеческая душа продолжает свое существование в облике духа, воплощаясь в тело змеи или ящерицы, обитающей в ближайшем лесу или водоеме. Этот дух стремится вновь родиться в теле ребенка, обычно в рамках своего рода. Сущность попадает в материнскую утробу в виде маленькой свернутой змейки (образ свернутой змейки является метафорой эмбриона), развивается там и рождается как человек, у которого есть невидимый змееподобный двойник, сопровождающий его всю жизнь. После смерти человека змея сопровождает его душу в мир духов, выступая в роли проводника (психопомпа), где они становятся единым целым. Таким образом, человек, который зародился в утробе как змейка, прожив жизнь и умерев, снова превращается в змею.

Змея выступает как символ человека на всех этапах его существования. С этим связано почитание змей, заползающих в дома или живущих в них постоянно. Жители видят в них воплощения умерших родственников, ожидающих нового рождения. Таких змей обычно угощают молоком и мясом, разрешают им ползать по дому, забираться в кладовые и даже ложиться в постель к младенцам, веря, что эти «родственные» змеи, даже если они ядовиты, не причинят вреда. Почитание «домашних змей» также широко распространено у европейских народов, включая древних греков и славян, где им часто отводилась роль двойника хозяина или другого человека. Эта концепция объясняет два известных в Африке явления: bush soul — отделяемую внешнюю душу человека, которая в виде змеи может покидать тело для совершения магических действий, и рождение человека с «змеиной душой», то есть сохранение животной, «змеиной», сущности у новорожденного. Такими считали парализованных или умственно отсталых детей. Народы Западной и Южной Африки иногда «возвращали» таких новорожденных в мир духов, бросая их в воду.

«Мы, люди,— змеи. Когда ты умираешь, ты возвращаешься туда, где жил, а когда мы приносим жертву, ты, мертвый, будешь там и именно тебе мы подадим пиво. Все мы змеи»

Народ Ньенде, Бенин

Змея также воспринимается как сосредоточие и носитель универсальной жизненной силы, пронизывающей мир, от которой зависит существование всех живых существ в определенной местности. Эта сила распределена неравномерно. Ею наделены доминантные животные (львы, леопарды, питоны, кобры) и влиятельные люди (вожди, вызывающие дождь, колдуны), а также духи предков. Эта сила присуща змеям изначально, обеспечивая им функцию восстановления биосферы в конкретном месте, роль творца живых существ и источника сексуальной энергии. Змея выполняет функцию гения места (genius loci) — духа местности, живущего в водоеме или пещере, разделяющего это пространство с духами предков и своим присутствием поддерживающего правильное функционирование природных циклов: круговорот воды, рост растений, размножение животных и рождение людей. Змея способна переносить земную воду (из водоемов) на небо. Для этого она поднимает голову к небу, оставляя хвост в воде, образуя длинную связь между землей и небом. Змея всасывает воду нижней частью тела и переносит ее наверх, собирая в тучи, чтобы потом пролить дождем, тем самым обеспечивая циркуляцию воды и поддержание влажности. Радуга считается видимой частью такой змеи. С помощью этой силы змея также может исцелять детей и оплодотворять женщин. Согласно африканским верованиям, прикосновение змеи к больному ребенку может его исцелить. Встреча девушки со змеей в лесу или доме может привести к добровольной или принудительной близости и рождению детей. Несколько типов африканских сказок повествуют о таком змее-любовнике или насильнике.

Еще одна значимая функция змей — их роль в сотворении мира и людей или статус постоянного спутника бога-творца. Ряд африканских мифов напоминают книгу Бытия, но с существенным отличием: змее в них отводится не роль противника человечества, а, напротив, самого бога-творца. Согласно мифу народа фон из Бенина, первая человеческая пара была слепой, но бог-питон Дангбе «открыл им глаза». По мифу народа ашанти из Ганы, питон спросил первую пару, есть ли у них дети, и получив отрицательный ответ, сказал, что даст женщинам способность к беременности. Питон приказал им встать лицом друг к другу у реки, нырнул в воду, обрызгал их животы водой, а затем велел вернуться домой и соединиться. Так первая женщина зачала. Верховное божество Мвали народа каранга (Зимбабве) именуется «изначальным питоном, свернувшимся в спираль» и «создателем». Каранга верят, что в начале времен «все люди и живые существа находились во чреве питона, который их изверг». Этот миф кажется лишь интересной историей, если бы не поразительные параллели. Согласно различным версиям египетских мифов, изначальный бог — Амон-Кематеф в Фивах или Атум в Гелиополе — до сотворения мира плавал в образе змея в первобытном океане-хаосе. Он вернется туда после конца мира, также приняв форму змея. Этот изначальный змей дал жизнь всему сущему, присвоил имена всем вещам и наделил их индивидуальными свойствами, за что его называют «Творцом качеств». Как сказано в 175-й главе Книги мертвых, Атум в конце времен вновь примет облик змеи, «которую люди не знают и боги не видят», предварительно уничтожив все созданное им.

«Все животные, птицы и рептилии вначале имели позвоночник и голову змеи, пока не отрастили новые кости и не сменили форму. Мы знаем это, поскольку находимся в тесном контакте с нашими предками, которые всегда возвращаются к своей изначальной змеиной форме. Забудь о руках и остальных костях. Лишь голова и позвоночник вернутся на землю в форме змеи»

Народы Свази, Южная Африка

Отдельная часть книги посвящена анализу африканских сказок. И здесь нас ожидают удивительные открытия. Африканский материал помог, в частности, понять происхождение мотива отдачи ребенка («чего дома не знаешь») в обмен на возможность напиться воды. Этот мотив, впервые записанный в Европе, где много водоемов, вероятно, зародился в Африке — в регионах, где почти все водоемы пересыхали на несколько месяцев, а оставшиеся контролировались группами молодых людей, требовавших плату за воду в виде скота, рабов или еды. Известный по европейским сказкам образ заколдованного принца в змеиной шкуре также находит объяснение. «Заколдованный принц» — это член тайного сообщества мужчин, переодевающихся змеями. Он снимает свою шкуру на ночь для интимной связи. Сожжение этой шкуры означает для него изгнание из общества, поэтому он всячески этому препятствует.

Виктор Лебедев
Виктор Лебедев

Виктор Лебедев - политический обозреватель из Ярославля с 8-летним стажем. Специализируется на анализе международных отношений и региональной политики центрального федерального округа.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса