Как африканские культы раскрывают древнейшие мифы человечества
В июле издательство «Петербургское востоковедение» выпускает книгу антрополога Андрея Бер-Глинки под названием «Представления о змеях в Старом свете. Африка». Хотя формально работа посвящена верованиям, связанным со змеями в Африке, по сути она исследует глубинные идеи, лежащие в основе древнейших мифологических представлений по всему миру.
Образ змеи встречается во множестве древних мифов и народных верований, вызывая множество вопросов. Почему в библейской книге Бытия змей имел такое же право доступа к первым людям, как и Бог? Почему у народов Европы, от античных греков и римлян до финнов и славян, существовал обычай держать домашних змей и кормить их? Какое значение имела пара змей, которую часто изображали на домашних алтарях в древнеримских домах? По какой причине змея обвивает посох Асклепия-Эскулапа и находится под щитом Афины? Почему изображения змей и драконов до сих пор украшают входы в здания, крыши и козырьки на огромной территории от Австрии до Китая? В поисках ответов на эти вопросы автор обращается к африканским традициям, где древние представления до сих пор тесно связаны с культовой практикой и общественными институтами.
«Змея-душа своим дыханием вдыхает в человека жизнь; с ее смертью умирает и человек»
Народы Нгуни, Южная Африка
В африканской культуре змея является одним из основополагающих элементов картины мира. Она стоит выше как животных, так и людей, располагаясь в одном ряду со стихиями, небесными телами, атмосферными явлениями и духами. По своему значению и функциям в мироздании змея приближается к божествам. От священного положения кобры на царской короне в Древнем Египте до африканских мифов о змее как творце мира и первых людей, вдохнувшей в них жизнь и научившей их близости, змея в Африке всегда и повсеместно занимала особое место.
Согласно африканским представлениям, после физической смерти человеческая душа продолжает свое существование в облике духа, воплощаясь в тело змеи или ящерицы, обитающей в ближайшем лесу или водоеме. Этот дух стремится вновь родиться в теле ребенка, обычно в рамках своего рода. Сущность попадает в материнскую утробу в виде маленькой свернутой змейки (образ свернутой змейки является метафорой эмбриона), развивается там и рождается как человек, у которого есть невидимый змееподобный двойник, сопровождающий его всю жизнь. После смерти человека змея сопровождает его душу в мир духов, выступая в роли проводника (психопомпа), где они становятся единым целым. Таким образом, человек, который зародился в утробе как змейка, прожив жизнь и умерев, снова превращается в змею.
Змея выступает как символ человека на всех этапах его существования. С этим связано почитание змей, заползающих в дома или живущих в них постоянно. Жители видят в них воплощения умерших родственников, ожидающих нового рождения. Таких змей обычно угощают молоком и мясом, разрешают им ползать по дому, забираться в кладовые и даже ложиться в постель к младенцам, веря, что эти «родственные» змеи, даже если они ядовиты, не причинят вреда. Почитание «домашних змей» также широко распространено у европейских народов, включая древних греков и славян, где им часто отводилась роль двойника хозяина или другого человека. Эта концепция объясняет два известных в Африке явления: bush soul — отделяемую внешнюю душу человека, которая в виде змеи может покидать тело для совершения магических действий, и рождение человека с «змеиной душой», то есть сохранение животной, «змеиной», сущности у новорожденного. Такими считали парализованных или умственно отсталых детей. Народы Западной и Южной Африки иногда «возвращали» таких новорожденных в мир духов, бросая их в воду.
«Мы, люди,— змеи. Когда ты умираешь, ты возвращаешься туда, где жил, а когда мы приносим жертву, ты, мертвый, будешь там и именно тебе мы подадим пиво. Все мы змеи»
Народ Ньенде, Бенин
Змея также воспринимается как сосредоточие и носитель универсальной жизненной силы, пронизывающей мир, от которой зависит существование всех живых существ в определенной местности. Эта сила распределена неравномерно. Ею наделены доминантные животные (львы, леопарды, питоны, кобры) и влиятельные люди (вожди, вызывающие дождь, колдуны), а также духи предков. Эта сила присуща змеям изначально, обеспечивая им функцию восстановления биосферы в конкретном месте, роль творца живых существ и источника сексуальной энергии. Змея выполняет функцию гения места (genius loci) — духа местности, живущего в водоеме или пещере, разделяющего это пространство с духами предков и своим присутствием поддерживающего правильное функционирование природных циклов: круговорот воды, рост растений, размножение животных и рождение людей. Змея способна переносить земную воду (из водоемов) на небо. Для этого она поднимает голову к небу, оставляя хвост в воде, образуя длинную связь между землей и небом. Змея всасывает воду нижней частью тела и переносит ее наверх, собирая в тучи, чтобы потом пролить дождем, тем самым обеспечивая циркуляцию воды и поддержание влажности. Радуга считается видимой частью такой змеи. С помощью этой силы змея также может исцелять детей и оплодотворять женщин. Согласно африканским верованиям, прикосновение змеи к больному ребенку может его исцелить. Встреча девушки со змеей в лесу или доме может привести к добровольной или принудительной близости и рождению детей. Несколько типов африканских сказок повествуют о таком змее-любовнике или насильнике.
Еще одна значимая функция змей — их роль в сотворении мира и людей или статус постоянного спутника бога-творца. Ряд африканских мифов напоминают книгу Бытия, но с существенным отличием: змее в них отводится не роль противника человечества, а, напротив, самого бога-творца. Согласно мифу народа фон из Бенина, первая человеческая пара была слепой, но бог-питон Дангбе «открыл им глаза». По мифу народа ашанти из Ганы, питон спросил первую пару, есть ли у них дети, и получив отрицательный ответ, сказал, что даст женщинам способность к беременности. Питон приказал им встать лицом друг к другу у реки, нырнул в воду, обрызгал их животы водой, а затем велел вернуться домой и соединиться. Так первая женщина зачала. Верховное божество Мвали народа каранга (Зимбабве) именуется «изначальным питоном, свернувшимся в спираль» и «создателем». Каранга верят, что в начале времен «все люди и живые существа находились во чреве питона, который их изверг». Этот миф кажется лишь интересной историей, если бы не поразительные параллели. Согласно различным версиям египетских мифов, изначальный бог — Амон-Кематеф в Фивах или Атум в Гелиополе — до сотворения мира плавал в образе змея в первобытном океане-хаосе. Он вернется туда после конца мира, также приняв форму змея. Этот изначальный змей дал жизнь всему сущему, присвоил имена всем вещам и наделил их индивидуальными свойствами, за что его называют «Творцом качеств». Как сказано в 175-й главе Книги мертвых, Атум в конце времен вновь примет облик змеи, «которую люди не знают и боги не видят», предварительно уничтожив все созданное им.
«Все животные, птицы и рептилии вначале имели позвоночник и голову змеи, пока не отрастили новые кости и не сменили форму. Мы знаем это, поскольку находимся в тесном контакте с нашими предками, которые всегда возвращаются к своей изначальной змеиной форме. Забудь о руках и остальных костях. Лишь голова и позвоночник вернутся на землю в форме змеи»
Народы Свази, Южная Африка
Отдельная часть книги посвящена анализу африканских сказок. И здесь нас ожидают удивительные открытия. Африканский материал помог, в частности, понять происхождение мотива отдачи ребенка («чего дома не знаешь») в обмен на возможность напиться воды. Этот мотив, впервые записанный в Европе, где много водоемов, вероятно, зародился в Африке — в регионах, где почти все водоемы пересыхали на несколько месяцев, а оставшиеся контролировались группами молодых людей, требовавших плату за воду в виде скота, рабов или еды. Известный по европейским сказкам образ заколдованного принца в змеиной шкуре также находит объяснение. «Заколдованный принц» — это член тайного сообщества мужчин, переодевающихся змеями. Он снимает свою шкуру на ночь для интимной связи. Сожжение этой шкуры означает для него изгнание из общества, поэтому он всячески этому препятствует.