Как из сиротских домов выросли ведущие институты России
Два великих российских учреждения – НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Отта и МВТУ имени Баумана – имеют общий корень, связанный с благотворительной деятельностью императрицы Марии Федоровны. Именно по ее инициативе 195 лет назад в Санкт-Петербурге и Москве были основаны Императорский институт повивального искусства и Императорское ремесленное училище для воспитанников ее сиротских домов. Со временем эти заведения превратились в флагманы отечественной науки и инженерии.
Сиротские дома Екатерины Великой
История этих учреждений берет начало в 1763 году, когда по предложению генерал-поручика Ивана Бецкого императрица Екатерина II решила создать в Петербурге и Москве воспитательные дома для брошенных детей. Целью было не просто спасти сирот, но и дать им образование и воспитание, чтобы они стали полезными членами общества и по сути сформировали «новую породу» граждан.
Предложение Бецкого, который сам был незаконнорожденным, получило поддержку. Екатерина II выделила значительную сумму на строительство Московского воспитательного дома, к которой присоединились крупные пожертвования от меценатов Прокопия Демидова и самого Бецкого. Строительство началось в 1764 году на Москворецкой набережной и заняло почти два десятилетия, результатом стало самое большое здание в тогдашней Москве. Первых воспитанников приняли уже в 1767 году.
В Петербурге создание воспитательного дома шло сложнее. Местоположение утвердили только в 1770 году, а масштабы были скромнее московских. Первоначальные пожертвования императрицы были невелики. В первый год работы дом принял лишь около пятнадцати младенцев; детей старшего возраста переводили в Москву. Высокая смертность среди младенцев привела к тому, что в 1771 году на средства Демидова при доме открылся родильный госпиталь.
Переезд петербургского дома в более просторное здание в 1780 году изменил направление потока воспитанников: теперь детей отправляли из Москвы в Петербург. Среди них были мальчики, проявляющие способности к рисованию, которых направляли в Академию художеств, президентом которой был Бецкой. Девочки могли попасть в мещанское отделение Смольного института. Значительная часть выпускников воспитательных домов в итоге пополняла ряды домашней прислуги в столицах.
Повивальный институт Марии Федоровны
После вступления на престол Павла I в 1797 году управление воспитательными домами перешло к Канцелярии императрицы Марии Федоровны. В том же году при петербургском доме был создан Повивальный институт, рассчитанный на 22 ученицы. Туда принимали девушек 14-19 лет, которые после обучения и успешной сдачи экзамена получали свидетельство повивальной бабки.
В 1830 году, при Николае I, институт получил статус самостоятельного учреждения – Императорского института повивального искусства, включающего родильный госпиталь. В 1895 году название снова изменили на Императорский клинический повивальный институт. Важно отметить, что именно Мария Федоровна, основав его в 1797 году, заложила основу для развития медицинской науки в этом направлении.
За столетие своего существования институт принял порядка 60 тысяч родов, провел свыше 10 тысяч гинекологических операций и выпустил 3 тысячи дипломированных повивальных бабок. К концу XIX века его функции расширились: помимо подготовки акушерок, были открыты курсы для врачей по акушерству и гинекологии, что фактически превратило его в институт усовершенствования. В советскую эпоху он стал Центральным НИИ, а затем Институтом акушерства и гинекологии АМН СССР, известным сегодня как НИИ имени Отта.
Ремесленное училище императрицы Марии
Московскому воспитательному дому Мария Федоровна определила иной путь развития – инженерно-технический. На его основе возникла знаменитая `Бауманка`, МВТУ имени Баумана, которая впоследствии дала начало двум десяткам других технических вузов и НИИ, подготовив более 200 тысяч инженеров.
Московский дом изначально превосходил петербургский по размеру и ресурсам. Продолжалось строительство основного здания и флигелей, в одном из которых также функционировал роддом. Воспитанникам преподавали различные ремесла. Для более способных существовали «латинские классы» для подготовки к медико-хирургической академии, а «французские классы» для девочек готовили будущих гувернанток. Со временем количество персонала превысило число воспитанников, достигая 8 тысяч человек, проживавших и работавших на территории комплекса.
Посетив дом в 1826 году, Мария Федоровна издала распоряжение, предусматривающее масштабные преобразования. Она поручила создать за пределами основного здания крупные ремесленные мастерские для 300 воспитанников, чтобы отказаться от обучения у сторонних мастеров, где надзор был недостаточным. Освободившиеся места в главном здании предполагалось использовать для расширения женских классов («французских»), увеличивая выпуск наставниц и гувернанток. Кроме того, планировалось открыть специализированные отделения для обучения музыке, рисованию и рукоделию (для девочек), а также рисованию, чистописанию, музыке и даже архитектуре и строительному делу (для мальчиков).
Однако, забегая вперед, стоит отметить, что в 1837 году, уже после смерти Марии Федоровны (в 1828 году), многие из этих специализированных классов были упразднены. Значительная часть здания Московского воспитательного дома была отдана под Московский Николаевский сиротский институт для детей офицеров. Самому воспитательному дому оставили лишь один этаж, где функционировала «временная станция для грудных детей». Канцелярия Марии Федоровны также была реорганизована. Хотя позднее ведомству вернули название, связанное с именем императрицы, акцент в работе с сиротами при Николае I сместился. Показательно, что спустя столетие в этих же зданиях разместилась военная академия.
Несмотря на изменения в судьбе Московского воспитательного дома, Николай I реализовал желание матери основать большое ремесленное училище. Ещё при её жизни он выделил для этой цели сгоревший в 1812 году Слободской дворец на Яузе. В 1826 году там начались восстановительные работы, фактически переросшие в строительство нового здания под руководством известных архитекторов Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева. В 1830 году император утвердил «Положение о ремесленном учебном заведении», собственноручно начертав «Быть по сему». Эта дата, 14 июля 1830 года (по новому стилю), считается официальным днём основания Императорского Московского технического училища (ИМТУ), предшественника МВТУ.
Становление ИМТУ
Становление нового учебного заведения заняло около полувека. Здание Слободского дворца стало пригодным для занятий и проживания лишь к 1832 году, когда туда переехали первые воспитанники Императорского Московского ремесленного учебного заведения (ИМРУЗ). Изначально там преподавали общие предметы и широкий спектр ремесел: от сапожного и портняжного до столярного и малярного. Срок обучения зависел от возраста и способностей учеников.
В 1835 году началась реформа ИМРУЗ, направленная на отказ от обучения «кустарным» ремеслам, таким как сапожное дело или портняжное мастерство.
В 1838 году учебная программа пополнилась физикой, начертательной геометрией и механикой. Открылась современно оборудованная слесарная мастерская с токарными станками и паровой машиной. Вместе с кузницей, литейной и столярной мастерскими, учебное заведение стало напоминать небольшой промышленный завод.
Утвержденный в 1844 году новый устав установил шестилетний срок обучения. Первые три года считались приготовительными классами, последующие три – мастерскими. Количество мест для воспитанников из Московского дома было сокращено до 250, а освободившиеся 50 мест стали платными и предназначались для детей купеческого и мещанского сословий.
Новые ученики поступали в первый приготовительный класс. Тех, кто не справлялся с общеобразовательной программой, переводили в мастерские, где они осваивали одно из множества ремесел (слесарное, токарное, литейное, резное, граверное, чеканное, жестяничное, малярное, футлярное, переплетное, рисование узоров, приготовление форм для набивки материй) без изучения теоретических наук. Они выпускались со званием мастера или подмастерья после сдачи экзамена. Успешно завершившие полный курс получали звание ученого мастера.
В 1857 году были открыты двухлетние механическое и химическое отделения. Преподавать там могли только специалисты с ученой степенью не ниже магистра, что свидетельствовало о постепенном преобразовании училища в инженерный вуз.
Через одиннадцать лет, 13 июня 1868 года, император Александр II утвердил новый устав, согласно которому ИМРУЗ было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Устав прямо определял его как «высшее специальное учебное заведение» с целью подготовки «механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов».
В ИМТУ было выделено сто мест для сирот, включая воспитанников домов императрицы, а также для детей служащих Ведомства учреждений императрицы Марии при наличии вакансий. Двести мест были платными и доступными для представителей всех сословий. Хотя училище формально оставалось под надзором и финансированием Ведомства императрицы Марии, благотворительность перестала быть его основной целью.
В 1870 году Александр II учредил специальный знак для выпускников ИМТУ, получивших инженерное звание, который они стали носить на правой стороне мундира темно-зеленого цвета.
Окончательное отделение от благотворительного ведомства произошло 17 июля 1887 года, когда указом Александра III ИМТУ было передано в ведение Министерства народного просвещения. Таким образом, будущая «Бауманка» официально стала самостоятельным техническим высшим учебным заведением.
Дальнейшая история МВТУ имени Баумана широко известна и не требует подробного описания. Однако важно помнить, что и этот ведущий технический университет, и знаменитый НИИ акушерства и гинекологии имени Отта ведут свое начало от учреждений, основанных императрицей Марией Федоровной (урожденной принцессой Софией Марией Доротеей Августой Луизой Вюртембергской) – супругой Павла I и матерью Александра I и Николая I. Именно ее инициатива положила начало развитию этих двух важнейших направлений – медицины и инженерии – в России.