Детали предложений Минфина по прозрачности госзакупок для юридических лиц под санкциями
Министерство финансов Российской Федерации планирует повысить уровень контроля за расходованием государственных субсидий подсанкционными компаниями. Ведомство разработало поправки к четырем нормативным актам, которые обяжут такие юридические лица проводить конкурентный отбор подрядчиков и поставщиков в закрытой части Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Это нововведение призвано усилить конкуренцию, которая значительно снизилась после введения контрсанкционных мер весной 2022 года, когда компаниям было разрешено не раскрывать данные о своих сделках в ЕИС, чтобы избежать вторичных санкций для контрагентов.
Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ
Новые предложения Минфина касаются случаев субсидирования капитальных вложений в государственные объекты, расположенные за пределами России, создания и развития государственных информационных систем, а также капитального строительства и приобретения недвижимости.
Речь, в частности, идет о случаях субсидирования капитальных вложений в объекты государственной собственности за пределами территории РФ, в создание и развитие государственных информационных систем, а также в объекты капитального строительства и приобретение недвижимости.
Проведение конкурентного отбора в закрытом сегменте ЕИС, с одной стороны, позволяет защитить потенциальных контрагентов подсанкционных компаний от вторичных санкций, а с другой – возвращает состязательность в процесс выбора поставщиков.
Идея создания «закрытого контура» ЕИС возникла еще в 2014 году как ответ на «крымские» санкции. Изначально же ЕИС разрабатывалась с противоположной целью: сделать максимально прозрачным каждый аспект расходования государственных средств. В закрытом сегменте данные не доступны широкой публике, но видны профильным ведомствам, таким как Минфин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральное казначейство. Однако весной 2022 года, в условиях ужесточения антироссийских санкций, компаниям было предоставлено право полностью скрывать информацию о себе, что привело к потере видимости их сделок даже для государства. Приоритетом тогда было обеспечение бесперебойной работы компаний в условиях разрыва цепочек поставок и ухода иностранных контрагентов с российского рынка.
Впрочем, уже в 2022 году Белый дом задумался о постепенном возвращении к хотя бы частичному раскрытию информации в ЕИС. По данным Минфина, отсутствие прозрачности привело к значительному росту неконкурентных сделок и закупок у единственного поставщика со стороны госкомпаний. Это, в свою очередь, усложнило малому и среднему бизнесу доступ к государственным заказам. Например, в первом полугодии 2022 года общая стоимость неконкурентных закупок у единственного поставщика выросла на 30% в годовом выражении, достигнув 1 триллиона рублей. К третьему кварталу того же года число поставщиков, заключивших госконтракты, сократилось на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, что свидетельствует о дальнейшем снижении и без того невысокого уровня конкуренции.
- Количество подрядчиков у госкомпаний также уменьшилось на четверть.
- При этом многие закупки у единственного поставщика часто оправдывались санкционными рисками, но не всегда были действительно обоснованными.
Учитывая эти обстоятельства, Минфин принял решение вернуть требование о раскрытии данных подсанкционных юридических лиц в закрытом сегменте ЕИС с апреля 2023 года. Также были вновь введены квоты на закупки у малого и среднего предпринимательства, с возможностью проведения таких сделок через закрытый контур ЕИС. Таким образом, текущие поправки являются продолжением правительственной политики по восстановлению контроля над сферой закупок и стимулированию конкуренции за государственные средства, что было частично утрачено в 2022 году.