Усадьба Грузино: «Маленький Петербург» на Волхове

Новости культуры

Исторические новгородские земли всегда привлекали архитекторов своей живописной природой, особенно берега реки Волхов. Именно здесь, в XIX веке, был возведён великолепный усадебный комплекс Грузино. Спустя полтора столетия, в панораме древнего города появилось и модернистское здание театра драмы, ставшее ярким контрастом вековой истории.

Усадьба Грузино

Согласно старинному преданию, на правом берегу Волхова, с высокого холма, откуда открывались величественные речные просторы, апостол Андрей Первозванный установил свой крест. В честь этого события и во имя святого проповедника на холме возвели деревянную церковь, а образовавшееся здесь поселение получило название Друзино или Грузино, производное от слова `водрузить`.

Однако существует несколько гипотез относительно происхождения этого названия на новгородской земле. Топоним `Грузино` также ассоциируют с именем новгородского боярина Афанасия Груза, с древней речной переправой, где требовалась перегрузка товаров на баржи, а также с болотистыми низинами вокруг Грузинского холма, где легко можно было `погрязнуть`.

Со временем поселение расширялось. Начиная с XV века, на холме функционировал Грузинский погост, находившийся под управлением новгородского Деревяницкого монастыря. Здесь находились многочисленные крестьянские дворы с хозяйственными сооружениями, действовали пороховой и пушкарский дворы. Грузино населяли мелкие торговцы и ремесленники, которые использовали Волхов — ключевую транспортную артерию древнего торгового пути «Из варяг в греки» — для доставки своих товаров в соседние населённые пункты и города.

В периоды Ливонской войны и Смутного времени Грузино неоднократно подвергалось вражеским разорениям. К XVII веку численность населения погоста сократилась до двух человек, а церковь Андрея Первозванного была полностью разрушена. Новый каменный храм был возведён лишь спустя многие десятилетия. Для ускорения возрождения поселения, его жители были освобождены от налогов и получили статус `изрядных поселян`.

XVIII век ознаменовал новый виток в истории Грузино. В 1705 году Пётр I подарил это поселение своему верному соратнику Александру Меншикову. Однако у нового владельца не нашлось достаточно времени для полноценного обустройства усадьбы. За несколько лет удалось построить лишь княжеский дом и посадить липовую аллею.

Вскоре после кончины Петра I, Меншиков подвергся опале, лишившись всех титулов и будучи сосланным в Сибирь. Таким образом, его владения на правом берегу Волхова вновь перешли под контроль их прежнего собственника — Деревяницкого монастыря.

Грузино: Усадьба на гравюре 1822 года
Грузино: Усадьба на гравюре 1822 года. © Общественное достояние

В 1796 году Грузино перешло во владение к другому приближенному императора. Павел I даровал эти земли Алексею Аракчееву, молодому военному из небогатого дворянского рода, вместе с двумя тысячами крепостных душ.

«Павел I, желая вознаградить Аракчеева за усердную службу, принял решение пожаловать ему эти земли. Сам Аракчеев их не выбирал. Существует даже предание, что другой человек претендовал на эти территории. Однако Павел I, осознавая потенциальную прибыльность этих владений, передал их именно Аракчееву»

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов
Портрет графа А. А. Аракчеева
Портрет графа А. А. Аракчеева. © Общественное достояние

В Грузино, получив графский титул, Аракчеев с большим энтузиазмом взялся за обустройство своей усадьбы. Его амбицией было создание на берегу Волхова личного `Маленького Петербурга`. Для реализации проекта граф привлёк выдающихся скульпторов и архитекторов, включая известного петербургского зодчего-классициста Фёдора Демерцова. Демерцов разрабатывал проекты зданий, опираясь на ключевые архитектурные принципы конца XVIII — начала XIX века: строгость форм, сдержанность стиля и применение ордерной системы.

При создании усадьбы Демерцов тщательно учитывал особенности местного ландшафта Грузино. Согласно его плану, основные сооружения должны были располагаться на холме высотой более восьми метров, а на пологом восточном склоне предполагалось разбить обширный живописный парк с разветвлённой сетью извилистых прудов, каналов и искусственных островов.

«Когда Аракчеев получил эти земли, они представляли собой заброшенную болотистую местность. Однако были прорыты каналы, созданы искусственные островки, на которых разместились беседки и мостики, а также разбиты прекрасные цветники. В результате получился настоящий райский уголок, один из самых уютных и красивых. Парк располагался непосредственно у подножия самой усадьбы»

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов

Строительство усадебного дома Аракчеева в Грузино завершилось в 1806 году. Его главный фасад был обращён к реке Волхов. Здание представляло собой двухэтажный особняк с дополнительным, третьим этажом, расположенным на сводах. Нижние уровни и антресоли отводились под жилые помещения, тогда как верхние этажи занимали парадные залы.

Каменный дом имел величественный главный фасад, украшенный портиком с четырьмя ионическими колоннами. Треугольный фронтон венчал позолоченный вензель Павла I, под которым красовался девиз герба Аракчеева: «Без лести предан». На вершине здания возвышалась небольшая надстройка со смотровой площадкой.

Усадебный дом Аракчеева в Грузино
Усадебный дом Аракчеева в Грузино. © Новгородский музей-заповедник

Вскоре Демерцов начал строительство нового храма Андрея Первозванного. Его заложили на месте прежней церкви в 1805 году, а уже через год храм был освящён. Здание имело квадратный план, примерно 20 метров в длину и ширину. Главный фасад украшал портик с шестью ионическими колоннами. В центре храма возвышался купол, по бокам от которого располагались две небольшие пристройки-колокольни. У восточного фасада находился деревянный крест, сооружённый жителями Грузинского погоста в конце XVII века и освещаемый неугасимой лампадой.

Храм Андрея Первозванного в Грузино (проект Федора Демерцова)
Храм Андрея Первозванного в Грузино (проект Федора Демерцова). © Иллюстрация РИА Новости

Хозяйственные сооружения в Грузино были интегрированы в общий архитектурный ансамбль. От усадебного дома к храму вела аллея, обрамлённая шестью служебными флигелями — по три с каждой стороны. Местные жители в шутку прозвали эту улицу `Невским проспектом`.

В своём поместье Аракчеев стремился воспроизвести строгую и ясную структуру петербургских казарменных комплексов, проектированием которых в столице также занимался Демерцов.

Карта центральной части усадьбы Грузино
Карта центральной части усадьбы Грузино. © Иллюстрация РИА Новости

В 1810 году Грузино посетил император Александр I, на которого усадьба Аракчеева произвела неизгладимое впечатление. Император даже издал рескрипт, официально выразив своему сподвижнику благодарность за гостеприимство. Год спустя, по высочайшему указу, созданный Демерцовым храм Андрея Первозванного получил статус собора.

Несмотря на императорские благосклонности, в этот период работа Демерцова в Грузино завершилась. У архитектора начались серьёзные проблемы со зрением, что вынудило его прекратить профессиональную деятельность. В 1814 году, в знак признания его заслуг, Императорская Академия художеств присвоила ему звание профессора.

Триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года ознаменовало новый этап в карьере генерала Алексея Аракчеева. С этого момента он значительно усилил своё влияние на внутреннюю политику Российской империи. По указанию Александра I, граф активно участвовал в создании военных поселений, целью которых было привлечение крестьян к военной службе. Эта инициатива была призвана сократить государственные расходы на содержание армии и одновременно повысить её боеспособность. Одно из первых таких поселений было организовано в Грузинских владениях Аракчеева в 1815 году.

Рост влияния Аракчеева также отразился на его усадьбе. Стремясь преобразить её в парадный дворцово-парковый ансамбль, достойный императорской резиденции, Аракчеев пригласил в Грузино академика Императорской Академии художеств, архитектора Василия Стасова. Стасов отдавал предпочтение величественным и строгим формам, а его творчество было вдохновлено победами русской армии, что полностью соответствовало эстетическим предпочтениям и планам Аракчеева.

«Василий Стасов в этот период активно трудился в Новгородской губернии, так как здесь одновременно шло создание военных поселений и масштабное строительство. Он проектировал ряд зданий для штабных комплексов военных поселений, а также принимал участие в возведении, например, Селищенских казарм и церкви Святого Духа»

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов

В 1816 году первой работой Стасова в Грузино стало возведение речной пристани, украшенной двумя каменными башнями, напоминающими маяки или дозорные вышки. Эта пристань заменила старый деревянный причал с будками для паромщиков. Четырёхугольные каменные башни сужались кверху, а их вершины венчали смотровые площадки, окружённые колоннами. Стасов также облагородил прилегающую к пристани территорию, создав там площадь с беседками, которую позднее дополнили чугунные скульптуры львов на постаментах.

Пристань с башнями в усадьбе Грузино (1815 год)
Пристань с башнями в усадьбе Грузино (1815 год). © Общественное достояние

На следующем этапе своих работ Стасов сосредоточился на реконструкции центральной части усадьбы — соборной площади. Западнее храма, на месте прежней декоративной террасы с артиллерийскими орудиями, Стасов воздвиг высокую каменную колокольню. Её верхний ярус украшала ротонда из чугунных колонн, увенчанная шестнадцатиметровым чугунным шпилем-иглой, по своей форме напоминавшим адмиралтейский.

Колокольня усадьбы Грузино
Колокольня усадьбы Грузино. © Новгородский музей-заповедник

Восточнее собора Андрея Первозванного Стасов установил чугунную колоннаду, являвшуюся императорским подарком Аракчееву. Год спустя, в центре этой колоннады была размещена бронзовая статуя апостола Андрея, созданная Иваном Мартосом, известным как автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Бронзовая статуя апостола Андрея (скульптор Иван Мартос)
Бронзовая статуя апостола Андрея (скульптор Иван Мартос). © Новгородский музей-заповедник

Стасов также осуществил реконструкцию самого собора Андрея Первозванного. Ещё на ранних этапах его работы в Грузино с крыши здания были демонтированы две обветшавшие колокольни, спроектированные Демерцовым. Для достижения баланса в новой композиции площади Стасов придал собору дополнительную монументальность: он заменил купол на более высокий и окружил его барабан четырнадцатью чугунными колоннами.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса