Эксперты пытаются оценить соглашение между ЕС и США на фоне отсутствия официальных деталей и противоречивых заявлений
Рамочное торговое соглашение, заключенное между Вашингтоном и Брюсселем, предположительно предотвратит масштабную тарифную войну, однако создаст значительные сложности для Европейского союза. Новые американские импортные пошлины в размере 15%, закрепленные этим соглашением, могут сильно ударить по экономике Германии. Аналитики предвидят замедление деловой активности в этой стране и потенциальные убытки для местных автопроизводителей. Ситуацию усугубляет общая неопределенность вокруг сделки: заявления американских и европейских представителей относительно размеров некоторых пошлин расходятся. Остаются вопросы и по другим аспектам, например, неясно, каким образом европейские власти планируют стимулировать частные инвестиции в США. Более того, официальный текст соглашения до сих пор не обнародован, и, принимая во внимание непредсказуемый стиль Дональда Трампа, устные договоренности могут существенно отличаться от итогового документа.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп.
Торговое соглашение, достигнутое 27 июля между президентом США Дональдом Трампом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, вероятно, позволило избежать полномасштабной тарифной войны между двумя крупнейшими экономиками. В этом аспекте аналитики оценивают сделку положительно, поскольку эскалация такого конфликта нанесла бы серьезный ущерб мировой экономике. Однако даже при этом ожидаются значительные трудности, сосредоточенные преимущественно внутри Евросоюза. Спустя сутки после объявления о договоренностях, причины, побудившие ЕС пойти на столь существенные уступки США, остаются неясными. Стоит напомнить, что всего месяц назад европейская сторона стремилась к полной отмене взаимных пошлин и считала даже 10%-е тарифы на британские поставки в США неприемлемыми.
По оценкам аналитиков Trading Economics, введение американских пошлин для ЕС на уровне 15%, закрепленных соглашением, приведет к сокращению деловой активности в Евросоюзе. Несмотря на то что Брюссель, вероятно, сможет переориентировать часть экспорта, этот процесс потребует значительных временных и финансовых затрат от европейских компаний.
Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен 28 июля подтвердила, что условия сделки оказались невыгодными для ряда европейских предприятий, однако отметила, что ЕС не мог рассчитывать на более низкую ставку, чем 15%.
Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, наиболее ощутимый удар эти ограничения могут нанести Германии, чья экономика в наибольшей степени зависит от американского рынка сбыта среди стран ЕС. Немецкая ассоциация промышленности BDI уже выразила обеспокоенность, заявив, что 15-процентные пошлины негативно скажутся на экспортно-ориентированных отраслях ФРГ. Аналогичные опасения высказала и Ассоциация химической промышленности Германии (VCI). В частности, пострадать могут автопроизводители: напомним, что в прошлом году объем поставок немецких автомобилей в США достиг $24,8 млрд. По мнению экспертов ING, повышение пошлин сделает часть такого экспорта нерентабельной, затрудняя реализацию продукции на американском рынке из-за возросших цен.
Неопределенность в отношении некоторых положений соглашения также негативно сказывается на настроениях европейского бизнеса. В частности, остаются неясными размеры американских пошлин на сталь, алюминий и фармацевтическую продукцию, поскольку заявления представителей ЕС и США по этим вопросам противоречат друг другу.
- Урсула фон дер Ляйен заявила о нулевых тарифах для европейских поставок самолетов, полупроводников, сельскохозяйственной продукции и дженериков, однако американская сторона пока не подтвердила эту информацию. Также неясно, каким образом европейские власти планируют увеличить инвестиции в экономику США на $600 млрд (эта сумма соответствует годовому объему прямых и портфельных вложений и является одним из условий сделки). Как отмечает Politico, Брюссель не имеет возможности напрямую контролировать частные инвестиции. Возможно, имеется в виду обязательство ЕС не ухудшать текущий инвестиционный режим. Хотя искусственное стимулирование вложений теоретически возможно, официальные лица пока не раскрывают ни конкретных условий, ни сроков выполнения этих обязательств.
Вопросы сохраняются и относительно энергетической составляющей соглашения.
Евросоюз взял на себя обязательство закупить американские энергоносители на общую сумму $750 млрд. Хотя Еврокомиссия пояснила, что эта сумма будет распределена на три года, эксперты ING считают этот план нереалистичным. В 2024 году европейский импорт энергоносителей составлял $400 млрд. Даже с учетом обещанного отказа от поставок российской нефти и газа, данный объем закупок означает существенное увеличение, которое потребует от Брюсселя поиска дополнительных рынков сбыта за пределами стран ЕС.
В целом, как подчеркивают эксперты, делать окончательные выводы о последствиях этой сделки преждевременно. Официальный документ до сих пор не опубликован и, вероятно, еще не подписан (информации об этом не поступало). Учитывая склонность американского президента менять условия в процессе, финальная версия соглашения может значительно отличаться от того, что было озвучено устно.