Минфин упрощает и продлевает «пилот» из-за малого количества участников
Министерство финансов вновь планирует перенести сроки завершения пилотного проекта по внедрению таможенного мониторинга. Согласно проекту поправок, опубликованному на портале regulation.gov.ru, предполагается сдвинуть дату окончания эксперимента почти на полтора года — с 1 ноября 2025 года на 31 марта 2027 года. Также корректируется порядок присоединения к проекту для проверенных поставщиков. Если ранее мониторинг начинался не позднее месяца после решения таможенного органа, то теперь компании смогут избежать ожидания: после утверждения поправок поставщики будут автоматически включаться в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, как только предоставят доступ к своим системам учета товаров. Вероятной причиной очередного продления “пилота” является низкая активность бизнеса: на данный момент в системе участвуют всего два импортера.
Эксперимент по таможенному мониторингу, начатый ФТС в 2023 году, Минфин предлагает продлить с 1 ноября 2025 года до 31 марта 2027 года. Соответственно, сдвигаются сроки подачи уведомлений об участии (до 30 сентября 2026 года) и представления итогового отчета правительству (до 30 апреля 2027 года). Срок устранения выявленных нарушений в рамках мониторинга предлагается увеличить вдвое, до одного месяца.
Как пояснили в пресс-службе ФТС изданию «Коммерсантъ», новый перенос сроков связан с необходимостью уточнения «отдельных условий проведения эксперимента с учетом правоприменительной практики» и предоставления участникам возможности не подавать отчетность таможенным органам по итогам 2025 и 2026 годов.
Таможенный мониторинг представляет собой аналог налогового мониторинга, действующего с 2013 года. В рамках этого механизма компании на добровольной основе предоставляют таможенным органам онлайн-доступ к своим учетным системам, получая взамен освобождение от выездных проверок. Участниками могут стать уполномоченные экономические операторы (УЭО), резиденты промышленных кластеров и юридические лица с низким уровнем риска нарушений, совершающие таможенные операции. Данные, полученные из систем компаний, сверяются с поданными декларациями. В случае выявления рисков компаниям направляются заключения, на которые необходимо отреагировать в установленный срок во избежание проведения выездной проверки. По мнению экспертов, цель «пилота» — отработать взаимодействие с участниками ВЭД, повысить точность декларирования и ускорить таможенное оформление грузов.
Изменения, предложенные Минфином, также касаются процедуры присоединения компаний к таможенному мониторингу. Действующий порядок предусматривает уведомление, но требует принятия решения таможенным органом. В новой редакции компании смогут стать участниками эксперимента сразу после подтверждения готовности передавать сведения в таможенную информационную систему.
Однако такое незначительное изменение вряд ли сможет значительно увеличить число компаний, желающих участвовать в эксперименте. По информации пресс-службы ФТС, на текущий момент в «пилоте» зарегистрированы всего два уполномоченных экономических оператора.
Это компании ООО «Истра-Терминал» и ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» (являющаяся дочерней структурой американской Procter & Gamble). Изначально предполагалось, что в проекте примут участие 5–10% от общего числа УЭО, что составляет минимум 20 компаний. В ФТС также сообщили, что несколько других компаний проявили к эксперименту «заинтересованность», но пока окончательное решение об участии не приняли.
Низкое число участников в пилотном проекте видится наиболее вероятной причиной его продления. При этом, как отмечают представители бизнеса, для повышения привлекательности таможенного мониторинга необходима большая предсказуемость в работе самой службы. Например, объем таможенных платежей зависит от присвоения товарам кодов ВЭД, а предсказать онлайн-решения в этой части сложно. Бизнес зачастую предпочитает работать в привычном офлайн-режиме с «проверенными» таможенными постами.