Судьба Галины Вишневской: от блокады до мировой сцены и эмиграции

Новости культуры

Путь от блокадного города к вершинам оперы

Путь Галины Вишневской начался в осажденном Ленинграде и привел ее на крупнейшие оперные подмостки мира. Она прошла через суровые испытания: голод, всемирное признание, принудительную эмиграцию и триумфальное возвращение. Обладательница невероятного таланта и харизмы, лишившаяся гражданства и наград СССР, она сохранила свой уникальный голос, покоривший слушателей по всему земному шару. Ее жизнь — воплощение мужества, дарования и глубокой привязанности к великому музыканту Мстиславу Ростроповичу.

Воспоминания и первые годы

В 1984 году вышла автобиографическая книга Галины Вишневской под названием «Галина», ставшая ярким литературным произведением и даже основой для оперы французского композитора Марселя Ландовски. Написанные в изгнании без надежды на возвращение, эти мемуары проникнуты сильным антисоветским духом. Певица резко критиковала власть, считая ее виновницей разрыва семейных связей, и открыто писала о своей нелюбви к родителям, видя в отце символ идей Октябрьской революции.

Детство Галины прошло в блокадном Кронштадте. В феврале 1942 года она похоронила бабушку, а следующие полтора года несла службу в частях ПВО. Несмотря на лишения военного времени, она берегла свои руки, твердо веря в артистическое будущее. Уже тогда она выступала в джазовом коллективе морской воинской части. Одной из самых ценных для нее наград оставалась медаль «За оборону Ленинграда».

После прорыва блокады, еще до ее полного снятия, Галина присоединилась к труппе Ленинградского областного театра оперетты. Вскоре она вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. Хотя брак оказался недолгим из-за ревнивого характера мужа, он дал ей сценически звучную фамилию, которая стала ее визитной карточкой.

Следующим спутником жизни Галины стал Марк Рубин, директор того же театра, значительно старше ее. Вместе они пережили потерю сына, родившегося в 1945 году. Рубин оказал ей неоценимую помощь в лечении туберкулеза, доставая дефицитный стрептомицин через спекулянтов. Несмотря на то что Вишневская воспринимала его заботу скорее как отеческую, этот союз был для нее стабильным и поддерживающим.

В 1948 году Галина оставила театр, сосредоточившись на концертной деятельности, в основном исполняя популярные песни Клавдии Шульженко в радиоэфире. В своих воспоминаниях она утверждала, что ушла из оперетты из-за идеологического давления и «засилья советского репертуара». В то же время она описывала, как искренне плакала вместе со всей страной в день смерти Сталина, хотя спеть на церемонии прощания ей не доверили ввиду слишком юного возраста.

Знаковый поворот произошел в 1952 году, когда Галина, увидев объявление о конкурсе в Большой театр (проходившем тогда в Ленинграде), успешно его прошла, несмотря на отсутствие формального музыкального образования, о котором она умолчала в отделе кадров. Позднее она вспоминала это время как период внутреннего подъема: «Мне казалось, что я иду, а передо мной раздвигаются, падают стены…»

В Большом театре, где уже работали полтора десятка сопрано, Вишневская быстро заняла ведущие позиции. Этому способствовали ее выдающийся талант, яркая внешность, мощный темперамент и исключительная работоспособность – качества, позволявшие ей всегда добиваться цели «напролом». Среди ее первых значительных партий были Татьяна в «Евгении Онегине», Леонора в «Фиделио» и Купава в «Снегурочке».

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» начался ее бурный роман с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, одним из членов жюри. До этого момента они не были знакомы: он не слышал ее пения, она — его игры. Вишневская описывала свои чувства так: «Для меня он — тот мужчина, женой которого я стала через четыре дня знакомства, а я для него — та женщина, перед которой он вдруг опустился на колени». История их любви полна ярких моментов, как, например, подарок Ростроповича в пражской гостинице: букет ландышей с соленым огурцом, сочетавший нежность ухаживания и искрометный юмор. Эта деталь была воссоздана на столах во время празднования их золотой свадьбы в московском «Метрополе».

Воспитание дочерей: строгие правила

В 1956 году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года — Елена. Девочки выросли с твердым убеждением в безупречности матери и даже спорили, кто из них больше похож на нее. Интересно, что Галина Павловна никогда не прибегала к услугам стилистов или парикмахеров, предпочитая делать все сама. Она не пускала в свой дом дизайнеров интерьера, сама заботилась о коллекциях антикварного фарфора и сервизов. Многие годы ее сценическую и повседневную одежду шила одна и та же портниха из Таллина, которая дважды в год приезжала в Москву и жила в их доме по месяцу.

Ольга и Елена с детства осознавали огромное значение музыки в жизни родителей. Во время домашних репетиций они старались вести себя максимально тихо, разговаривая только шепотом. Отец был исключительно строгим и держал дочерей в условиях жесткой дисциплины. Для Оли и Лены авторитет родителей был абсолютным, и они не представляли возможности иного образа жизни. Хотя Ольга мечтала о балете и просила маму записать ее в танцевальную студию, бабушка-пианистка настояла на музыкальном образовании, а родители не допускали иного пути. С шести лет обе девочки стали ученицами Центральной музыкальной школы.

Их распорядок дня был расписан буквально по минутам, и любое отступление от него сурово наказывалось. Однажды опоздавшая Лена лишилась кос, которые мать отрезала ей в назидание, а отец на целый год запретил ей выходить из дома без школьной формы. Несмотря на высокий достаток, родители не баловали дочерей, покупая только самое необходимое. Ольга и Елена носили скромные, старомодные платья ниже колен. Когда Галина привезла из-за границы желанные джинсы, о которых девочки только мечтали, отец приказал немедленно их снять и сжег на глазах у дочерей. Просить разрешения заниматься танцами они даже не рисковали, зная, каким будет ответ.

Вишневская и Ростропович ставили перед дочерьми высочайшие требования во всем, стремясь видеть их лучшими. После окончания школы Ольга поступила в консерваторию, выбрав виолончель – инструмент отца, чтобы таким образом доказать ему свою самостоятельность и равный статус.

Эмиграция и возвращение

В это время в жизни семьи начали накапливаться проблемы, связанные с гражданской позицией Мстислава Ростроповича. Его открытая поддержка диссидента Александра Солженицына, которому он предоставил убежище на своей даче в 1969 году, привела к серьезным последствиям. Были отменены концерты и зарубежные гастроли, а в 1972 году музыканту запретили выезжать из страны. Ситуацию спас американский сенатор Эдвард Кеннеди, который во время встречи с Леонидом Брежневым в 1974 году смог добиться для Ростроповича разрешения на выезд за границу под видом временной командировки.

Когда семья покинула Советский Союз, Ольге было 18 лет, а Елене — 16. Изначально они предполагали, что их пребывание за рубежом будет недолгим. Однако в 1978 году супругов лишили советского гражданства и всех государственных наград. Лишь спустя много лет, в 1990 году, эти решения были отменены, что позволило музыкантам вернуться на родину.

Вернувшись в СССР в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, тем не менее, отказались от предложения вновь принять советское гражданство. Галина Павловна всегда deeply любила Ленинград, поэтому после приезда они приобрели квартиру на набережной Невы. Со временем семья выкупила все соседние квартиры на этаже, чтобы иметь возможность разместить многочисленные вещи, приобретенные на аукционах, а также сохранить семейные реликвии – фотографии, письма, нотные записи и музыкальные инструменты. Мстислава Леопольдовича не стало в 2007 году. Галина Вишневская ушла из жизни в 2012 году. Ее дело продолжила дочь Ольга Ростропович, возглавившая Центр оперного пения, носящий имя матери, и ставшая руководителем Фонда поддержки молодых музыкантов имени Ростроповича.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса