Увеличены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2025 год
Промышленные предприятия столкнутся с увеличением экологических платежей. Правительство повысило ставки за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) на 2025 год, что, по прогнозам, принесет в бюджет дополнительно около 4 миллиардов рублей. Изначально планировалось, что индексация начнется в 2026 году и будет постепенной до 2030 года, чтобы дать бизнесу возможность приспособиться к ужесточающимся экологическим требованиям. Тем не менее, ухудшение финансового положения бюджета и растущая потребность Минприроды в ресурсах привели к более резкому повышению ставок НВОС, и их будущая динамика остается неопределенной.
Согласно опубликованному правительством распоряжению №1852-р, с 2025 года ставки платежей за НВОС увеличатся в 1,51 раза по сравнению с уровнем, установленным в 2018 году. Это повышение частично смягчится благодаря уменьшению дополнительного коэффициента до 1,045 в 2025 году (по сравнению с 1,32 в 2024 году). При этом коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий (таких как национальные парки и санатории) останется без изменений.
В результате, как указано в финансово-экономическом обосновании документа, прогнозируется увеличение поступлений в региональные бюджеты и финансовой нагрузки на предприятия более чем на 18% в 2025 году, что составит около 4 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2024 году было собрано 22 миллиарда рублей.
Важно отметить, что новые ставки вводятся ретроактивно и будут применяться к платежам, начиная с 1 января 2025 года.
Плата за НВОС является обязательной для предприятий, чья деятельность связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросами в водные объекты, а также с размещением, хранением и захоронением отходов. Эти ставки ежегодно индексируются с учетом прогнозируемой инфляции, чтобы сохранить их стимулирующую функцию, направленную на снижение негативного воздействия на природу.
Ранее, в начале 2025 года, Минприроды предполагало более предсказуемый и постепенный подход к увеличению ставок за НВОС, чтобы предоставить бизнесу время для адаптации. Согласно внутренним документам министерства, ставки за выбросы были недоиндексированы в среднем в 51,5 раза, а за сбросы — в 34,4 раза. Планировалось поэтапное повышение, начиная с 5% в 2026 году и достигая 100% к 2030 году. Однако деловое сообщество, в частности РСПП, выразило несогласие, утверждая, что такие меры приведут к чрезмерной финансовой нагрузке и нарушению системы технологического регулирования. Кроме того, РСПП отмечал, что с 2013 года общие корпоративные затраты на охрану окружающей среды уже возросли в 2,7 раза.
В итоге, первоначальный проект Минприроды не был утвержден. Вероятно, ограниченные возможности федерального бюджета и возросшие потребности Минприроды в финансировании, включая поддержку Росприроднадзора, ППК «Российский экологический оператор» и «Росатома» в сфере утилизации опасных отходов, вынудили ведомство искать альтернативные источники доходов.
Это фактически сигнализирует бизнесу о том, что в будущем ставки за НВОС могут повышаться по мере необходимости, в зависимости от текущей экономической и бюджетной ситуации.
Елена Вишнякова, заместитель гендиректора ГК «Эколайн», считает, что повышение ставок и применение дополнительных коэффициентов действительно стимулируют предприятия к модернизации производств и внедрению экологически чистых технологий. Однако Ирина Демина, гендиректор консалтинговой компании ENV, предупреждает, что без одновременных стимулирующих мер бизнес будет стремиться лишь к минимальному соблюдению требований. По ее мнению, увеличение ставок НВОС соответствует общей политике усиления административного давления на предприятия. Она также отмечает, что эти платежи являются целевыми и направляются, в частности, на выявление и ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба. Учитывая, что собранных средств на эти цели недостаточно, дальнейший рост ставок НВОС представляется логичным.