В правительстве рассматривается предложение официально отказаться от приоритета импортозамещения в пользу политики технологического развития. Минпромторг разработал проект преобразования комиссии по импортозамещению, созданной в 2015 году, в правительственную комиссию по промышленности. Новый орган сконцентрируется на поддержке российских компаний и их разработок, вместо попыток воссоздать иностранные технологии или наращивать локализацию зарубежного производства. Это решение закрепляет приоритет технологической политики и признает исчерпание потенциала “легкого” импортозамещения — после 2022 года удалось заместить часть импорта самостоятельно или с помощью дружественных стран, но для структурной трансформации экономики требуется создавать механизмы воплощения собственных инноваций в конечный продукт для развития экономики предложения.
Минпромторг предлагает заменить существующую правительственную комиссию по импортозамещению на новую комиссию по промышленности. Акцент в управлении промышленной политикой предполагается сместить с попыток заменить зарубежные продукты на создание высокотехнологичной продукции, необходимой для экономики предложения. Проект соответствующего постановления правительства разработан Минпромторгом по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, который, как ожидается, возглавит новый орган.
В министерстве рассчитывают, что комиссия получит полномочия по снижению избыточных административных барьеров и издержек промышленных предприятий. Это должно способствовать совершенствованию системы управления промышленной политикой и обеспечению технологического лидерства, усилив координацию органов власти в реализации этих задач.
Комиссия по импортозамещению была создана в 2015 году после введения первых санкций. Тогда чиновники пытались наладить взаимодействие между госкомпаниями и российскими производителями для замещения иностранных комплектующих и оборудования. Однако санкционный режим был относительно мягким, и заказчикам зачастую было выгоднее найти альтернативные маршруты поставок, чем инвестировать в более дорогие отечественные разработки без гарантий качества. Замещение отдельных компонентов в проектах, ориентированных на глобальный рынок, часто требовало изменения самих проектов и технологических процессов, что становилось неприемлемо дорого или даже невозможным.
Ситуация кардинально изменилась в 2022 году. В условиях усиления санкций компании, наряду с закупками через дружественные страны, активно занялись реинжинирингом. Правкомиссия тогда ускоренно сводила заказчиков и российских производителей. Этот процесс длился несколько лет, и к 2025 году потенциал простого импортозамещения, не требующего создания целых новых отраслей и глубоких научных исследований, был в основном исчерпан. Для структурной трансформации экономики и роста производств теперь необходимы собственная технологическая база, активные разработки и выстраивание полных производственных цепочек от идеи до готового товара.
Соответственно, и правкомиссия по импортозамещению перестала отвечать задачам новой экономической реальности. Параллельно в правительстве готовили нормативную базу для запуска нового процесса, ключевым элементом которой стал закон «О технологической политике». Теперь регуляторы нацелены выявлять долгосрочные потребности экономики в технологиях, обеспечивать всю цепочку от создания до реализации технологии мерами поддержки, рыночным финансированием и спросом, в том числе за счет гарантированных закупок.
Новая комиссия будет заниматься именно обеспечением технологического лидерства. Ей предстоит координировать процесс удовлетворения потребностей промышленности в нужной продукции, в том числе через создание новой системы мер поддержки и совершенствование правового регулирования.
Новый орган также проконтролирует эффективность инвестиций госмонополий и госкомпаний в технологии.
Комиссия займется и продвижением российской индустриальной продукции на внешних рынках, что по сути является дополнительным стимулированием экспорта конкурентоспособных отечественных товаров. По сравнению с 2022 годом взгляды на международное сотрудничество действительно изменились: усилия по созданию в РФ собственной технологической базы больше не сводятся к попыткам выстроить весь процесс исключительно внутри страны. На Петербургском международном экономическом форуме первый вице-премьер Мантуров говорил о создании «защищенных» кооперационных цепочек, в том числе в контексте сотрудничества с Индонезией. Запрос не только на бюджетное, но и на иностранные финансирование и спрос свидетельствует о признании того, что разработка технологий и реализация капиталоемких проектов для выпуска высокотехнологичной продукции в РФ не могут быть полностью изолированы в пределах одной страны. Также на ПМЭФ господин Мантуров отметил, что ряд отраслей не требуют прямых бюджетных инвестиций и господдержки в классическом виде, им достаточно оказать регуляторную поддержку. Эта позиция соответствует бюджетным ограничениям Минфина. Впрочем, в правкомиссии по промышленности планируется создать подкомиссию по согласованию закупок, а также координационные советы по импортозамещению нефтегазового оборудования и химической и нефтегазохимической продукции, а при необходимости — и по отдельным другим отраслям.
Сейчас в правкомиссии по импортозамещению действуют две подкомиссии: по гражданским отраслям и по отраслям оборонно-промышленного комплекса. Такая структура также утратила актуальность. С 2022 года предприятия ВПК значительно нарастили выпуск военной продукции, стимулировав производство в связанных гражданских отраслях и способствуя росту экономики. На ПМЭФ президент страны вовсе констатировал ненужность строгого разделения гражданских и военных отраслей. Суть этого заявления в том, что обеспечение обеих сфер в равной степени зависит от технологической базы. Однако это создает вопрос о распространении в промышленности технологий двойного назначения, контролем которых, вероятно, также придется заниматься новому правительственному органу.