- Камчатские ученые усовершенствовали подход к коррекции нарушений речи у детей с дизартрией
- Елизавета Бейдина, воспитатель детского сада, магистрантка КамГУ им. Витуса Беринга, о методике:
- — Почему выбраны именно русские сказки и театрализация?
- — Какие голосовые параметры улучшились больше всего?
- — Как долго сохраняется эффект?
- — Какое оборудование и подготовка нужны?
- — Можно ли применять метод для других нарушений речи?
Камчатские ученые усовершенствовали подход к коррекции нарушений речи у детей с дизартрией
Камчатские исследователи предложили новый подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией. Методика основана на использовании русских народных сказок и театрализованной деятельности. Такой интегрированный в игру метод помогает детям лучше управлять характеристиками своего голоса — силой, высотой и тембром, что в итоге существенно улучшает их способность к общению.
Это исследование стало результатом совместной работы доцента кафедры теоретической и практической психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Елены Виноградовой и студентки Елизаветы Бейдиной. Эксперимент проводился с октября по ноябрь 2023 года в детском саду школы №8 Петропавловска-Камчатского. В нем участвовали 20 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет.
По данным Министерства здравоохранения России, количество детей с дефектами речи значительно варьируется по регионам, составляя от 30,7% до 92,6%. Одним из распространенных нарушений произношения у дошкольников является дизартрия. При этом состоянии ребенок испытывает трудности с правильным произнесением звуков из-за недостаточной иннервации мышц, отвечающих за речь.
Елена Виноградова поясняет: «Дизартрия проявляется неполноценностью голосовой функции из-за парезов мышц, участвующих в артикуляции, голосообразовании и дыхании. В результате голос теряет свои основные свойства — силу, высоту, тембр, а речь становится менее понятной, что негативно сказывается на взаимодействии ребенка с окружающими».
Начальный этап исследования включал оценку уровня развития голосовой функции у детей с использованием методик Е. Ф. Архиповой и Е. С. Алмазовой. У 16 из 20 участников была выявлена недостаточная сила голоса. Высота голоса у большинства была в норме, лишь у шести детей отмечались незначительные отклонения. Легкие нарушения тембра голоса зафиксированы у шести детей, умеренные — у девяти.
Предложенный камчатскими учеными метод коррекции состоит из двух фаз. Сначала дети выполняют разминочные упражнения для дыхания и артикуляции. Затем следуют голосовые упражнения с элементами театрализации, основанные на сюжетах русских народных сказок.
Для занятий были адаптированы хорошо известные детям сказки. Участвуя в небольших представлениях, дети учились передавать эмоциональное состояние персонажей, используя для этого различную силу, высоту и тембр голоса. «Такой подход не только расширяет социальный опыт ребенка, но и способствует развитию его эмоциональной сферы, поскольку он начинает сопереживать сказочным персонажам. Кроме того, дети отрабатывают упражнения на фонацию, улучшая показатели голосовой функции и учась контролировать изменения голоса в соответствии с ситуацией и действующими лицами», — говорит Елена Виноградова.
Результаты эксперимента продемонстрировали положительную динамику. После цикла коррекционных занятий у двоих детей был отмечен высокий уровень развития голоса. Они научились целенаправленно менять силу, высоту и тембр голоса по инструкции, а также в зависимости от характера персонажа. У шести детей остались легкие нарушения, у 11 — умеренные. Число детей с тяжелыми нарушениями голоса сократилось с трех до одного.
Дети, достигшие среднего уровня, освоили изменение силы, высоты и тональности голоса с помощью визуальных подсказок, однако при выполнении заданий только по словесной инструкции допускали ошибки.
Данная методика может стать полезным инструментом для педагогов дошкольных образовательных учреждений, логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей при проведении коррекционно-развивающих занятий. Исследователи подчеркивают важность продолжения работы в этом направлении для создания более индивидуализированных подходов к коррекции голосовых нарушений у детей с различными формами дизартрии.
Елизавета Бейдина, воспитатель детского сада, магистрантка КамГУ им. Витуса Беринга, о методике:
— Традиционные логопедические занятия часто статичны: работа за столом, минимум движения (кроме физкультминуток), основной упор на постановку звуков и гимнастику для артикуляционного аппарата. Для старших дошкольников это может быть малоэффективно из-за низкой мотивации, так как игровая деятельность для них ведущая. При дизартрии особенно страдает просодика — координация движений, голос может быть слишком тихим, высоким или низким.
Именно поэтому театральная деятельность — мощный коррекционный инструмент. Она повышает мотивацию, делая занятия игрой. Дети проживают эмоции героев, создавая естественную среду для тренировки голосовых характеристик — это ключевой момент для формирования правильной речи.
— Почему выбраны именно русские сказки и театрализация?
— Театр пробуждает интерес, ведь это игра. Переживание образов героев требует менять голос. Медведь говорит низко, лиса — хитро, заяц — высоко. Русские сказки просты, понятны, доступны и несут поучительный смысл. Дети с ними знакомы с раннего возраста. Сказки подбирались по темам учебного плана: «Репка» для темы «Овощи», «Волк и семеро козлят» для «Дикие животные» и так далее. Использование картонных масок помогало вживаться в роль и повышало вовлеченность.
— Какие голосовые параметры улучшились больше всего?
— Эксперимент изучал высоту, силу и тембр голоса. Наилучший прогресс достигнут в модуляции силы голоса. Необходимость передавать характеры персонажей естественно тренировала голосовые функции. Заметно снизилась саливация у одного ребенка. Дети стали охотнее использовать речь, преодолели страх говорения, проявляя больший интерес к речевой активности в игре.
— Как долго сохраняется эффект?
— Длительность эффекта пока сложно оценить, так как эксперимент длился всего два месяца. Это очень короткий срок для выраженной долгосрочной динамики. Однако есть основания полагать, что при системном подходе результат будет сохраняться дольше. Театрализация создает положительное отношение к речи, превращая ее из проблемы в творчество. Такая мотивация — основа для долгосрочного успеха. При регулярных занятиях в течение года, возможно, диагноз дизартрии удастся снять.
— Какое оборудование и подготовка нужны?
— Методика доступна и не требует больших затрат: нужны книги со сказками и простые маски. Главное — профессиональная подготовка педагога. Воспитатель должен понимать особенности работы с детьми с речевыми нарушениями, уметь организовывать игру, мотивировать, планировать занятия с распределением ролей и быть готовым отойти от статичной работы в пользу эмоционального игрового взаимодействия.
— Можно ли применять метод для других нарушений речи?
— Да, театрализованную деятельность можно использовать для любых речевых нарушений. Она активизирует и расширяет словарный запас, развивает внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Дети учатся общаться в процессе игры. Методика комплексно влияет на речь: словарный запас пополняется через сказки, связная речь развивается через пересказ и обсуждение, отрабатываются звуки, грамматика. Для детей с логоневрозом театр помогает преодолеть зажимы через идентификацию с персонажем, для детей с моторной алалией — стимулирует речевую активность. Адаптация под разные нарушения требует смещения акцентов, но базовые принципы работают. Это превращает коррекцию из рутины в увлекательное творчество.