Счетная палата провела проверку и обнаружила ряд проблем в том, как регионы Российской Федерации используют федеральную финансовую поддержку, особенно инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Среди основных замечаний аудиторов — несоблюдение установленных сроков сдачи строительных объектов, изменения в первоначальных проектах, а также невыполнение рядом регионов запланированных целевых показателей при полном отсутствии ответственности за такие нарушения. Полученный опыт предлагается активно применять при распределении новых казначейских инфраструктурных кредитов, условия которых уже изначально предусматривают штрафные санкции за недостижение проектами заявленных индикаторов.
Счетная палата провела анализ эффективности двух ключевых механизмов федеральной помощи регионам: инфраструктурных бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов, направленных на создание коммунальной инфраструктуры. ИБК представляют собой долгосрочные бюджетные займы, выдаваемые на 15 лет под низкую ставку в 3% годовых, предназначенные для финансирования строительства и модернизации транспортной, инженерной, коммунальной и другой необходимой инфраструктуры в регионах. В период с 2021 по 2024 годы на эти цели между субъектами РФ был распределен значительный объем средств — 1 триллион рублей. Государственные аудиторы детально изучили реализацию этих программ в двух конкретных регионах: Астраханской и Тамбовской областях.
Выводы Счетной палаты относительно использования субсидий, выделяемых на развитие коммунальной инфраструктуры, носят в большей степени локальный характер. В основном они касаются задержек и несвоевременной сдачи объектов строительства. Однако некоторые из выявленных проблем могут иметь и системный характер. Среди них — нарушения в процессе реализации строительных и ремонтных контрактов, а также практика передачи уже построенных объектов ресурсоснабжающим организациям, которые демонстрируют признаки неэффективности, такие как незначительная прибыль, высокий уровень износа основных фондов и крайне низкие инвестиции в их ремонт и поддержание.
В отношении инфраструктурных бюджетных кредитов государственные аудиторы выявили более серьезные, системные недостатки, которые существенно снижают общую эффективность этого финансового инструмента. По мнению СП, крайне важно учесть эти проблемы при внедрении нового механизма казначейских инфраструктурных кредитов, которые будут выдаваться начиная с текущего года на аналогичных условиях. К числу выявленных претензий относятся: произвольный и недостаточно обоснованный выбор проектов самими регионами; “формальный” подход к заключению и исполнению соглашений, что выражается в отсутствии реальной ответственности за недостижение ключевых показателей реализации проектов; снижение заявленных технических и эксплуатационных характеристик объектов уже в процессе их строительства; а также частый пересмотр и внесение изменений в первоначальные проекты. Согласно представленному отчету, соглашения о предоставлении ИБК зачастую корректируются два-три раза в год, при этом показатели либо переносятся на более поздние сроки, либо изменяются суммы предоставленных кредитов. Более того, регионы активно пользуются правом замены первоначально одобренного проекта: по данным аудиторов, запросы на такие замены поступали от 24 субъектов Российской Федерации. В качестве основных причин такой практики указываются отказ инвесторов от дальнейшего участия в реализации проектов и существенное удорожание строительных работ.
Помимо прочего, в 32 регионах не были выполнены запланированные показатели по объему доходов, которые должны были поступить в региональные бюджеты в результате реализации проектов. Это негативно сказывается на финансовом положении субъектов РФ и повышает риски несвоевременного или полного невозврата средств ИБК и начисленных процентов. Также у государственных аудиторов возникли вопросы к самим показателям, установленным для проектов. Например, для значительной части инфраструктурных проектов в сферах ЖКХ, социальной сферы, дорожного строительства и транспорта в качестве одного из ключевых индикаторов был установлен плановый показатель по вводу нового жилья, даже для тех объектов, которые по своей сути никак напрямую не связаны со строительством жилых зданий.
В свою очередь, Фонд развития территорий (ФРТ), который выступает оператором программы ИБК, отмечает, что по совокупным итогам за период 2021–2024 годов регионы в целом перевыполнили заявленные целевые показатели нарастающим итогом. Так, было введено 27,7 млн квадратных метров жилья (что составляет 123% от плана), привлечено 2,9 триллиона рублей внебюджетных инвестиций (112,2%), создано 146,3 тысячи новых рабочих мест (117,5%), а в бюджеты различных уровней перечислено 250,8 миллиарда рублей доходов (120% от плана). Однако в ФРТ признают наличие ряда регионов, где установленные цели не достигаются. Ранее на данную проблему также обращали внимание Министерство экономического развития и Министерство строительства. При оформлении субъектами РФ казначейских инфраструктурных кредитов уже введена система ответственности за задержки сроков ввода объектов в эксплуатацию и невыполнение целевых показателей в виде увеличения процентной ставки по кредиту до 6%. В ФРТ также подчеркивают, что опыт и успешность регионов в реализации проектов по программе ИБК будут учитываться в рамках конкурсного отбора при рассмотрении заявок на получение новых казначейских кредитов.