В Нижний Новгород съехались известные деятели кино на IX фестиваль нового российского кино “Горький fest”. Среди присутствующих звезд были Светлана Бондарчук, Екатерина Климова, Михаил Тройник, Людмила Артемьева и другие. Конкурсная программа включает 19 работ различных форматов: полнометражные и короткометражные, художественные и документальные. Эти проекты будут соревноваться за награду — бронзовую статуэтку Максима Горького. Обзор конкурсных картин представил программный директор фестиваля Андрей Апостолов.
О фестивале “Горький fest — 2025”
“Наш подход заключается в объединении разнообразных жанров и форматов. Уникальность нашего конкурса в том, что в нем соседствуют игровое и документальное кино, короткий и полный метр. Мы стремимся показать всю широту возможностей современного российского кинематографа. На этом фестивале зритель не увидит однотипных фильмов; наоборот, представленные работы максимально отличаются друг от друга”, — подчеркнул Андрей Апостолов.
Фестиваль открылся показом остросюжетного фильма “Беги”, снятого режиссером Романом Артемьевым. Главные роли в нем исполнили Михаил Пореченков, Никита Кологривый, Даниил Спиваковский и Валентина Мазунина.
Среди гостей фестиваля много известных актеров, продюсеров и режиссеров, таких как Денис Шведов, Анастасия Уколова, Светлана Бондарчук, Екатерина Климова, Полина Гухман, Рубен Дишдишян, Владимир Хотиненко, Григорий Верник, Никита Волков, Людмила Артемьева, Михаил Тройник и другие. Президентом смотра является народный артист России Михаил Пореченков, а генеральным продюсером — режиссер Оксана Михеева.
Конкурсные фильмы: Выбор киноведа Андрея Апостолова
Полнометражные картины
Эта лента отличается экспериментальным характером и вызывает споры. Она представляет собой исследование андеграунда в современном российском киноиндустрии, при этом в ней задействованы звезды разных поколений, включая Елену Кореневу и Александра Ревву (камео). Режиссер Валерий Переверзев известен своим проектом “Брат-3”. Фильм рассказывает о художнике, создающем экспериментальное кино, которое идет вразрез с общепринятыми нормами индустрии. Его работа посвящена девушке, бродящей по Москве с оружием в поисках НЛО, а стиль повествования может показаться неприемлемым для широкой публики.
Интеллектуальное кино с ярко выраженным петербургским колоритом, немного снобистское, не стремящееся угодить массовой аудитории. Это также семейная история о встрече молодого талантливого физика Артема с подростком из детского дома Мишей. Миша мечтает увидеть свою родную деревню, запечатленную на старой видеокассете. Вместе они оказываются в доме, где Миша вспоминает детство, а Артем обретает новое видение своих научных изысканий и помогает подростку найти цель в жизни, пробуждая в нем интерес к науке.
Якутский постапокалиптический хоррор, подтверждающий мастерство якутских кинематографистов в этом жанре. Фильм сделан очень убедительно и пугает по-настоящему. Есть потенциал для развития франшизы или сериала. Сюжет разворачивается после апокалипсиса, когда начинается преследование шаманов и кузнецов-олонхосутов. Согласно древним верованиям, должен появиться великий шаман, который возглавит народ и остановит разрушение. Его магические предметы спрятаны в лесу.
В лучшем смысле слова наивная и искренняя адаптация известной книги Льюиса Кэрролла. Это кино для всей семьи, которое необычно и ярко выделяется на фоне современных крупнобюджетных сказок. Смотрится мило и заслуживает зрительского внимания. История о взрослении девочки по имени Алиса, которая в свой тринадцатый день рождения следует за кроликом в питерскую подворотню и попадает в загадочный лес, где все наоборот и никто не знает, что ждет дальше.
Жанровая лента с элементами комедии, посвященная процессу киносъемок. Актер Кирилл Кяро играет самого себя. Нижний Новгород является одним из центральных персонажей, что делает фильм признанием в любви городу. Главный герой Валентин — не слишком успешный университетский преподаватель, который находит отдушину в ведении студенческого киноклуба и создании любительских фильмов с молодыми талантами. Он верит, что неудачи не вечны и однажды ему повезет. И удача улыбается ему, когда Кирилл Кяро соглашается участвовать в его новом проекте.
Короткий метр
Режиссером выступил молодой актер Юрий Межевич. Как это часто бывает с актерскими режиссерскими дебютами, получился своего рода бенефис-капустник. В фильме прекрасные работы Петра Скворцова, Василия Буткевича, Маши Лапшиной. Это молодой и смелый проект, которого, возможно, не хватает сегодня. История рассказывает о парнях из провинции, которым поручают запугать столичного блогера. Зритель становится свидетелем их комичных и злополучных приключений.
Настоящее удовольствие для ценителей эстетики. Этот нуар делает акцент на форме и визуальном решении. Цветовая гамма очень интересна. Захудалый отель оказывается местом, где готовы заплатить любую цену за исполнение желаний. Гостей ждут роскошные номера, изысканные ужины и личный лабиринт иллюзий. Каждый этаж отеля отражает душу посетителя, раскрывая его страхи, жадность и скрытые тайны. Чтобы покинуть это место, придется столкнуться с собственным истинным отражением.
Лента, снятая в Узбекистане, повествует о городской девушке, приехавшей в кишлак на похороны отца, с которым она долго не виделась. Встреча с родной землей и ее жителями становится для героини драматическим путешествием к своим корням и пониманию самой себя.
Сатирическая картина с элементами абсурда. История о двух пожилых братьях, которые стремятся в срок закончить покраску забора отцовского дома.
Комедия, полностью снятая в одной локации с двумя актерами. Самое замечательное в ней — актерский дуэт Юрия Стоянова и Станислава Дужникова. Они играют тандем “аксакалов”, умудренных опытом, но не слишком удачливых людей. Герои работают над аудиокнигой, написанной коучем, о том, как достичь успеха и заработать много денег. Однако точка зрения автора книги противоречит их собственному жизненному опыту. Это кино, на мой взгляд, ориентировано на широкого зрителя.
Сатирическая, немного утопическая картина. Действие происходит в недалеком будущем, в условном мире, где взрослые продолжают пить материнское молоко. Фильм интересен как своей странностью повествования, так и ярким визуальным решением.
Этот очень короткий фильм длится всего четыре минуты. За это время авторы показывают все трудности и радости совместной жизни двух абсолютно разных людей. Он — истинный перфекционист, организованный и любящий порядок. Его девушка, напротив, очень живая и непосредственная, склонная к беспорядку.
Уже второй год фестиваль представляет фильм-победитель премии МХТ в области короткометражного кино. Этот проект отличает прекрасный актерский состав, включающий артистов МХТ. Особая честь, что в главной роли снялся Станислав Любшин — классик отечественного кинематографа. Это сентиментальная лирическая комедия. Главный герой Вася — пожилой гардеробщик Московского Художественного театра, проработавший там много лет. Выдавая себя за актера, он пытается помочь двум молодым людям, страстно любящим театр, поступить в Школу-студию МХАТ. Его секрет оказывается под угрозой, когда об этом узнает новая билетерша.
Документальные
Этот фильм скорее стилизован под документальное кино, представляя собой мокьюментари. Подобно “Племени падших”, это игра с постапокалиптической стилистикой. Съемки проходили в лесу, куда сознательно уходит группа людей, чтобы снять фильм о приближающемся конце света. В процессе работы над фильмом у каждого из участников проявляются скрытые черты характера.
Очень личное и авторское кино, теплое и искреннее. Режиссер исследует свои взаимоотношения с родной бабушкой. Вероятно, этот фильм найдет отклик у многих зрителей, так как обобщает опыт особой, ни к чему не обязывающей любви “через поколение”.
Масштабное исследование феномена восточно-сибирского панка. Фильм снят очень динамично, энергично, даже немного агрессивно, что соответствует духу самого движения. Для многих зрителей эта картина станет своего рода образовательной лекцией о той части истории российской рок-музыки, которая малоизвестна на общенациональном уровне. В целом, проект хорошо вписывается в ряд успешных музыкальных документальных фильмов последних лет.
Очень красивое, немногословное кино, посвященное взаимодействию хореографии танца и киноэкрана.
Исследование крупного проекта “Антихрупкость”, в рамках которого современные художники приняли участие в работе старого фарфорового завода в Санкт-Петербурге, переживающего трудные времена. Фильм показывает попытки дизайнеров привнести новую жизнь в предприятие и особенности их отношений с заводскими работниками.
История о 12-летней девочке Аглае, мечтающей снять фильм по собственному роману о волшебной стране Колхандра. Во время летних каникул в деревне она собирает местных детей и превращает их в любительскую съемочную группу. Вместе они ищут места для съемок, придумывают костюмы и входят в роли. Однако вскоре Аглая понимает, как сложно воплотить сказку в реальность.