Самое интересное на “Горький fest”: какие фильмы нельзя пропустить

Новости культуры

В Нижний Новгород съехались известные деятели кино на IX фестиваль нового российского кино “Горький fest”. Среди присутствующих звезд были Светлана Бондарчук, Екатерина Климова, Михаил Тройник, Людмила Артемьева и другие. Конкурсная программа включает 19 работ различных форматов: полнометражные и короткометражные, художественные и документальные. Эти проекты будут соревноваться за награду — бронзовую статуэтку Максима Горького. Обзор конкурсных картин представил программный директор фестиваля Андрей Апостолов.

О фестивале “Горький fest — 2025”

“Наш подход заключается в объединении разнообразных жанров и форматов. Уникальность нашего конкурса в том, что в нем соседствуют игровое и документальное кино, короткий и полный метр. Мы стремимся показать всю широту возможностей современного российского кинематографа. На этом фестивале зритель не увидит однотипных фильмов; наоборот, представленные работы максимально отличаются друг от друга”, — подчеркнул Андрей Апостолов.

Фестиваль открылся показом остросюжетного фильма “Беги”, снятого режиссером Романом Артемьевым. Главные роли в нем исполнили Михаил Пореченков, Никита Кологривый, Даниил Спиваковский и Валентина Мазунина.

Среди гостей фестиваля много известных актеров, продюсеров и режиссеров, таких как Денис Шведов, Анастасия Уколова, Светлана Бондарчук, Екатерина Климова, Полина Гухман, Рубен Дишдишян, Владимир Хотиненко, Григорий Верник, Никита Волков, Людмила Артемьева, Михаил Тройник и другие. Президентом смотра является народный артист России Михаил Пореченков, а генеральным продюсером — режиссер Оксана Михеева.

Конкурсные фильмы: Выбор киноведа Андрея Апостолова

Полнометражные картины

“Тени Москвы”

Эта лента отличается экспериментальным характером и вызывает споры. Она представляет собой исследование андеграунда в современном российском киноиндустрии, при этом в ней задействованы звезды разных поколений, включая Елену Кореневу и Александра Ревву (камео). Режиссер Валерий Переверзев известен своим проектом “Брат-3”. Фильм рассказывает о художнике, создающем экспериментальное кино, которое идет вразрез с общепринятыми нормами индустрии. Его работа посвящена девушке, бродящей по Москве с оружием в поисках НЛО, а стиль повествования может показаться неприемлемым для широкой публики.

“Сверхновая”

Интеллектуальное кино с ярко выраженным петербургским колоритом, немного снобистское, не стремящееся угодить массовой аудитории. Это также семейная история о встрече молодого талантливого физика Артема с подростком из детского дома Мишей. Миша мечтает увидеть свою родную деревню, запечатленную на старой видеокассете. Вместе они оказываются в доме, где Миша вспоминает детство, а Артем обретает новое видение своих научных изысканий и помогает подростку найти цель в жизни, пробуждая в нем интерес к науке.

“Племя падших”

Якутский постапокалиптический хоррор, подтверждающий мастерство якутских кинематографистов в этом жанре. Фильм сделан очень убедительно и пугает по-настоящему. Есть потенциал для развития франшизы или сериала. Сюжет разворачивается после апокалипсиса, когда начинается преследование шаманов и кузнецов-олонхосутов. Согласно древним верованиям, должен появиться великий шаман, который возглавит народ и остановит разрушение. Его магические предметы спрятаны в лесу.

“Алиса”

В лучшем смысле слова наивная и искренняя адаптация известной книги Льюиса Кэрролла. Это кино для всей семьи, которое необычно и ярко выделяется на фоне современных крупнобюджетных сказок. Смотрится мило и заслуживает зрительского внимания. История о взрослении девочки по имени Алиса, которая в свой тринадцатый день рождения следует за кроликом в питерскую подворотню и попадает в загадочный лес, где все наоборот и никто не знает, что ждет дальше.

“Маэстро”

Жанровая лента с элементами комедии, посвященная процессу киносъемок. Актер Кирилл Кяро играет самого себя. Нижний Новгород является одним из центральных персонажей, что делает фильм признанием в любви городу. Главный герой Валентин — не слишком успешный университетский преподаватель, который находит отдушину в ведении студенческого киноклуба и создании любительских фильмов с молодыми талантами. Он верит, что неудачи не вечны и однажды ему повезет. И удача улыбается ему, когда Кирилл Кяро соглашается участвовать в его новом проекте.

Короткий метр

“Единственный шанс”

Режиссером выступил молодой актер Юрий Межевич. Как это часто бывает с актерскими режиссерскими дебютами, получился своего рода бенефис-капустник. В фильме прекрасные работы Петра Скворцова, Василия Буткевича, Маши Лапшиной. Это молодой и смелый проект, которого, возможно, не хватает сегодня. История рассказывает о парнях из провинции, которым поручают запугать столичного блогера. Зритель становится свидетелем их комичных и злополучных приключений.

“Омнивор”

Настоящее удовольствие для ценителей эстетики. Этот нуар делает акцент на форме и визуальном решении. Цветовая гамма очень интересна. Захудалый отель оказывается местом, где готовы заплатить любую цену за исполнение желаний. Гостей ждут роскошные номера, изысканные ужины и личный лабиринт иллюзий. Каждый этаж отеля отражает душу посетителя, раскрывая его страхи, жадность и скрытые тайны. Чтобы покинуть это место, придется столкнуться с собственным истинным отражением.

“Обрыв”

Лента, снятая в Узбекистане, повествует о городской девушке, приехавшей в кишлак на похороны отца, с которым она долго не виделась. Встреча с родной землей и ее жителями становится для героини драматическим путешествием к своим корням и пониманию самой себя.

“Забор”

Сатирическая картина с элементами абсурда. История о двух пожилых братьях, которые стремятся в срок закончить покраску забора отцовского дома.

“Глубокий сосуд”

Комедия, полностью снятая в одной локации с двумя актерами. Самое замечательное в ней — актерский дуэт Юрия Стоянова и Станислава Дужникова. Они играют тандем “аксакалов”, умудренных опытом, но не слишком удачливых людей. Герои работают над аудиокнигой, написанной коучем, о том, как достичь успеха и заработать много денег. Однако точка зрения автора книги противоречит их собственному жизненному опыту. Это кино, на мой взгляд, ориентировано на широкого зрителя.

“Молоко матери”

Сатирическая, немного утопическая картина. Действие происходит в недалеком будущем, в условном мире, где взрослые продолжают пить материнское молоко. Фильм интересен как своей странностью повествования, так и ярким визуальным решением.

“Перфекционист”

Этот очень короткий фильм длится всего четыре минуты. За это время авторы показывают все трудности и радости совместной жизни двух абсолютно разных людей. Он — истинный перфекционист, организованный и любящий порядок. Его девушка, напротив, очень живая и непосредственная, склонная к беспорядку.

“Спасибо. Хорошего вечера!”

Уже второй год фестиваль представляет фильм-победитель премии МХТ в области короткометражного кино. Этот проект отличает прекрасный актерский состав, включающий артистов МХТ. Особая честь, что в главной роли снялся Станислав Любшин — классик отечественного кинематографа. Это сентиментальная лирическая комедия. Главный герой Вася — пожилой гардеробщик Московского Художественного театра, проработавший там много лет. Выдавая себя за актера, он пытается помочь двум молодым людям, страстно любящим театр, поступить в Школу-студию МХАТ. Его секрет оказывается под угрозой, когда об этом узнает новая билетерша.

Документальные

“Конец концов”

Этот фильм скорее стилизован под документальное кино, представляя собой мокьюментари. Подобно “Племени падших”, это игра с постапокалиптической стилистикой. Съемки проходили в лесу, куда сознательно уходит группа людей, чтобы снять фильм о приближающемся конце света. В процессе работы над фильмом у каждого из участников проявляются скрытые черты характера.

“Теплая жизнь”

Очень личное и авторское кино, теплое и искреннее. Режиссер исследует свои взаимоотношения с родной бабушкой. Вероятно, этот фильм найдет отклик у многих зрителей, так как обобщает опыт особой, ни к чему не обязывающей любви “через поколение”.

“Реальность не нужна”

Масштабное исследование феномена восточно-сибирского панка. Фильм снят очень динамично, энергично, даже немного агрессивно, что соответствует духу самого движения. Для многих зрителей эта картина станет своего рода образовательной лекцией о той части истории российской рок-музыки, которая малоизвестна на общенациональном уровне. В целом, проект хорошо вписывается в ряд успешных музыкальных документальных фильмов последних лет.

“В поисках движения”

Очень красивое, немногословное кино, посвященное взаимодействию хореографии танца и киноэкрана.

“Хрупкое”

Исследование крупного проекта “Антихрупкость”, в рамках которого современные художники приняли участие в работе старого фарфорового завода в Санкт-Петербурге, переживающего трудные времена. Фильм показывает попытки дизайнеров привнести новую жизнь в предприятие и особенности их отношений с заводскими работниками.

“Колхандра”

История о 12-летней девочке Аглае, мечтающей снять фильм по собственному роману о волшебной стране Колхандра. Во время летних каникул в деревне она собирает местных детей и превращает их в любительскую съемочную группу. Вместе они ищут места для съемок, придумывают костюмы и входят в роли. Однако вскоре Аглая понимает, как сложно воплотить сказку в реальность.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса