Сахалинская область досрочно объявила о достижении углеродной нейтральности, о чём заявил губернатор Валерий Лимаренко на форуме «Острова устойчивого развития». Это означает, что поглощение парниковых газов на территории региона теперь превышает их выбросы. Успех этого климатического эксперимента открывает возможности для его распространения на другие регионы России.
Хотя официальные итоги эксперимента за 2025 год будут подведены лишь в 2026 году, Сахалин намерен и далее поддерживать достигнутый углеродный баланс и искать новые способы его улучшения.
Глава Минэкономики Максим Решетников подчеркнул готовность ведомства поддержать другие регионы, заинтересованные в повторении сахалинского опыта. В настоящее время климатическое регулирование в России остаётся “мягким” для бизнеса, учитывая текущие адаптационные задачи предприятий в условиях санкций. Тем не менее, министр отметил важность разработки и тестирования более строгих механизмов, таких как квотирование и торговля выбросами парниковых газов.
Климатический эксперимент на Сахалине стартовал в 2022 году с целью достижения углеродной нейтральности к концу 2025 года и внедрения системы квотирования парниковых газов. В нём участвуют 35 компаний, которые предоставляют расширенную углеродную отчётность. На основе этих данных устанавливаются квоты, которыми предприятия могут торговать или использовать для компенсации своих будущих выбросов. По информации Минэкономики, объём российского рынка квот составляет 266 тысяч тонн СО2-эквивалента, причём к 2025 году уже учтено 131 тысяча углеродных единиц, что в восемь раз превышает показатель 2024 года.
Глава Минэкономики подчеркнул, что климатическая повестка напрямую влияет на конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке и на способность России занимать лидирующие позиции в формировании новых рынков.
Речь идёт о продукции с низким углеродным следом, такой как алюминий, удобрения, нефтехимия, литий, а также о развитии атомной, гидро- и возобновляемой энергетики. В настоящее время формируется российская инфраструктура для углеродного рынка, включая реестр углеродных единиц и механизмы верификации климатических проектов. Цель – интеграция национальной системы в мировую.
Специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев предупредил, что, помимо углеродного налога ЕС, аналогичное регулирование внедряется в Китае (для энергетики, с планами расширения), Индии, Казахстане и Узбекистане. Он подчеркнул, что страны, не имеющие ценообразования на углерод, могут столкнуться с ограничениями для своих производителей.
Приоритетом для российских властей является гармонизация подходов к регулированию с государствами БРИКС для создания общего рынка углеродных единиц и торговли ими в соответствии с Парижским соглашением. Руслан Эдельгериев акцентировал внимание на необходимости разработки системы ценообразования на углерод и поэтапного внедрения соответствующего регулирования.
Российский регулятор рассматривает климатическую повестку как инструмент для достижения технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности отечественных компаний. Несмотря на то, что Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее выражал опасения, что сахалинский эксперимент не достигнет ключевых целей национальной климатической политики, Минэкономики не смущают эти “шероховатости”. Досрочное достижение углеродной нейтральности позволяет доработать спорные аспекты до завершения эксперимента.