Киберпреступники освоили новую тактику: они начали обзванивать граждан России под предлогом проведения социологических опросов, чтобы получить записи их голосов. Эти аудиозаписи затем используются для создания так называемых дипфейков. О появлении такой схемы обмана рассказала Татьяна Дешкина, занимающая пост замдиректора по продуктам в компании VisionLabs.
По словам эксперта, злоумышленники стремятся как можно дольше удержать собеседника на линии, чтобы записать голос длительностью не менее 20 секунд. Для создания качественного дипфейка важна запись с разнообразными интонациями и без посторонних шумов. Чем продолжительнее и “чище” исходный материал, тем реалистичнее получается подделка. Чтобы придать фальшивым голосовым сообщениям большую естественность и обойти системы, выявляющие дипфейки, мошенники впоследствии могут добавлять имитацию помех или фоновые шумы, характерные для обычной связи.
Особую опасность, как отмечает Дешкина, представляют комплексные мошеннические схемы, где поддельный голос комбинируется с фальшивыми изображениями или видео. Такие дипфейки могут применяться для создания убедительных поддельных профилей в мессенджерах и социальных сетях. Это делает их инструментом обмана, способным ввести в заблуждение даже пользователей, считающих себя осведомленными о современных технологиях и угрозах.
Для защиты от этой новой уловки эксперт рекомендует россиянам активно использовать определители номера звонящего. Ключевая мера предосторожности — ни в коем случае не сообщать личные или финансовые данные во время телефонного разговора с незнакомыми номерами.
Ранее советы о том, как вести себя при звонках мошенников, давали и в Министерстве внутренних дел РФ, точнее, в управлении по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Специалисты МВД советовали в разговоре с телефонными аферистами изобразить человека, который не является подходящей жертвой для их схемы. По их мнению, такой подход заставит мошенников быстро потерять к вам интерес.