Ритейлеры ищут пути снижения логистических издержек

Новости шоу-бизнеса

Сектор розничной торговли сталкивается с беспрецедентным ростом затрат на логистику, который в 2024 году достиг 20%, согласно исследованию «Технологий Доверия» (ТеДо), опубликованному в июле 2025 года. Этот рост обусловлен нарушением традиционных цепочек поставок и поиском новых источников товаров, включая продукцию параллельного импорта и отечественные аналоги. В стремлении сократить издержки, многие ритейлеры переходят на собственный автопарк, минимизируя зависимость от сторонних логистических операторов. Для окупаемости инвестиций в реорганизацию поставок ключевую роль играет автоматизация, однако бизнес сталкивается с дефицитом средств и сопротивлением персонала и партнеров к внедрению инновационных решений.

Иллюстрация к статье о логистике в ритейле
Источник фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

В 2024 году логистические затраты достигли максимального уровня в 20%, что подтверждают данные «ТеДо». По мнению участников рынка, основной причиной является острая нехватка складских помещений и значительное удорожание логистических услуг в крупных городах, являющихся центрами как онлайн-, так и офлайн-торговли. Стоимость аренды складских площадей возросла до 65%, что частично объясняется необходимостью увеличения товарных запасов в условиях нестабильности расчетов и поставок. Дополнительными факторами роста расходов стали повышение дорожных сборов для большегрузного транспорта, удорожание топлива и рост зарплат сотрудников.

Примечательно, что розничная торговля — одна из немногих отраслей, продолжающих испытывать значительное давление от роста логистических расходов, тогда как большинство других секторов экономики уже успешно адаптировались к изменившимся условиям.

После ухода западных производителей с российского рынка в 2022 году, предприятиям пришлось в срочном порядке реорганизовывать логистические схемы. Новыми ключевыми поставщиками стали компании из Азии и стран СНГ, обеспечивающие в том числе параллельный импорт. В тех сегментах, где импортозамещение было реализуемо, отечественные производители значительно нарастили объемы выпуска продукции. Эта глобальная трансформация экономики неизбежно повлекла за собой кардинальные изменения в сфере логистики.

К началу 2025 года инвестиционный бум в логистику утих: в первом квартале прошлого года объемы вложений в транспортировку и складское хранение сократились на 20,4%, при этом общий поток инвестиций сместился в потребительские секторы. До недавнего времени серьезной проблемой для ритейлеров и логистических компаний оставалась острая нехватка складских площадей. Например, в Москве в 2023 году доля свободных складов составляла всего 0,3%, а в 2024 году — не более 1,5%. Однако растущая арендная плата в сочетании со снижением потребительской активности начинает давить на спрос. Эксперты прогнозируют сокращение спроса на складские помещения на 22-30% к концу 2025 года.

Стремление компенсировать вложенные средства в реорганизацию логистических схем вынуждает ритейл активно искать пути оптимизации затрат. Многие компании отказываются от постоянного сотрудничества с внешними логистическими операторами, обращаясь к ним лишь при всплесках спроса. Также активно сокращаются расходы на топливо и техническое обслуживание автопарка.

Кроме того, возросший интерес компаний к роботизации обусловлен обострением кадрового дефицита и ростом заработных плат, наблюдаемым с 2023 года. Евгений Орловский, партнер и руководитель транспортно-логистической практики «ТеДо», отмечает: «Компании стремятся оптимизировать логистические затраты через повышение операционной эффективности и синхронизацию взаимодействия всех звеньев цепи поставок. Они активно внедряют автоматизированные и цифровые решения – от систем управления транспортом (TMS) до роботизации складских операций, что позволяет нивелировать рост издержек и поддерживать высокий уровень обслуживания».

Однако полноценный переход на комплексные IT-решения и широкая автоматизация остаются вызовом. Зачастую компании ограничиваются лишь частичным внедрением технологий, чему препятствует недостаток инвестиций и отсутствие целостного системного подхода.

Среди прочих факторов, тормозящих технологическое развитие, выделяются трудности интеграции новых систем с уже существующими процессами, сомнения в рентабельности инвестиций, а также нежелание сотрудников и партнеров принимать изменения. Исследователи отмечают, что, несмотря на уверенность 85% организаций в своей высокой устойчивости, многие из них не обладают реальной готовностью к возможным сбоям, которая подразумевает способность эффективно управлять рисками на упреждение.

Полина Попова, Олег Сапожков

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса