Регулятор творчества

Новости шоу-бизнеса

На стратегической сессии у Михаила Мишустина обсудили развитие креативной экономики

Правительство России активно занимается созданием целостной системы поддержки для креативных отраслей. Ожидается, что благодаря этой поддержке доля креативного сектора в экономике страны вырастет с текущих 4,1% (данные 2024 года) до 6% к 2030 году. Как отметил глава Минэкономики Максим Решетников на стратегической сессии, одна из ключевых проблем – неточное определение границ этих индустрий, поскольку действующий классификатор ОКВЭД не всегда отражает реальное положение дел в отрасли.

Ранее Минэкономики представило предварительный список креативных индустрий, включающий свыше 50 видов деятельности, объединенных в 16 направлений.

В этот перечень входят такие сферы, как народные промыслы, искусство, сохранение культурного наследия, организация досуга и развлечений, индустрия моды, издательское дело, сценическое искусство, кинематограф, создание теле- и видеопродукции, разработка ПО, видеоигры, медиа, реклама, связи с общественностью (PR), дизайн, архитектура, городское планирование, кулинария и музыка.

Максим Решетников подчеркнул, что для оказания действенной поддержки необходимо точно обозначить границы креативных отраслей. Это требует приведения в соответствие кодов ОКВЭД и создания специализированных реестров предприятий этого сектора. Проблема в том, что действующий классификатор не всегда точно описывает виды деятельности: многие компании, основная прибыль которых связана с креативными продуктами, формально зарегистрированы в других секторах. Министерство экономики предлагает отходить от формального подхода по ОКВЭД и учитывать фактическую структуру доходов компаний. Планируется создание реестра креативных индустрий и корректировка ОКВЭД путем детализации существующих кодов (например, выделение отдельного подкласса для разработки игр и интерактивного ПО) и введения новых кодов для недавно возникших профессий и направлений.

Также ведомство видит необходимость в интеграции региональных механизмов управления креативными индустриями с федеральными. Согласно новому закону (330-ФЗ от 8 августа 2024 года), основной объем господдержки сосредоточен на региональном уровне, в то время как на федеральном уровне курированием 16 направлений занимаются шесть различных ведомств. Максим Решетников отметил, что для успешного достижения национальных целей и выполнения общего плана требуется создание единой скоординированной системы управления.

Другой важной задачей является решение проблемы дефицита кадров. Рынок нуждается не только в стандартных специалистах, но и в профессионалах нового типа, таких как продюсеры, гейм-дизайнеры и арт-менеджеры.

В качестве решения предлагается формирование непрерывной системы образования, интегрированной, в частности, в федеральный проект «Профессионалитет». Это позволит колледжам получать прямые заказы от креативных индустрий на подготовку необходимых специалистов.

Отдельное внимание следует уделить защите интеллектуальной собственности. Максим Решетников высказал опасение, что отказ от защиты контента компаний, покинувших рынок, может привести к тому, что потребители перестанут платить и за российский контент. В случае же защиты всех правообладателей необходимо рассмотреть возможность использования сборов с западных произведений для поддержки и защиты отечественной продукции. Михаил Мишустин также отметил важность развития экспорта, поскольку многие российские креативные продукты уже востребованы за границей.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса