Проектирование Арктики: Новые Горизонты Комфорта и Безопасности

Новости науки

Современные подходы к развитию городской среды в условиях Крайнего Севера

В Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) разработана инновационная методика, направленная на формирование комфортного и взаимосвязанного культурно-общественного пространства в арктических городах. На примере Салехарда и Якутска ученые продемонстрировали, как современные геоаналитические технологии могут помочь в преодолении проблем низкой доступности и недостаточного комфорта городской среды в суровых условиях Севера России. Данный подход имеет стратегическое значение для развития Арктической зоны РФ, что соответствует целям государственной программы до 2035 года.

Вид на арктический город зимой
Городские пейзажи Арктики

Арктические регионы обладают значительным экономическим, социальным и туристическим потенциалом, привлекая повышенное внимание. Тем не менее, жесткие климатические условия, включая длительные полярные ночи и короткое лето, создают серьезные препятствия для общественной жизни и туристического потока. Это диктует необходимость особого внимания к созданию комфортной и безопасной городской инфраструктуры.

«Комфортные условия проживания, а также развитая общественная инфраструктура и удобства для горожан и гостей, являются основополагающими для развития северных городов», — отмечает Анна Коробейникова, старший преподаватель кафедры градостроительства НИУ МГСУ. Она подчеркивает, что существующее расположение многих знаковых объектов в Салехарде и Якутске затрудняет длительное пребывание на улице, особенно в холодное время года, что снижает уровень комфорта и безопасности.

В ответ на эти вызовы, ученые НИУ МГСУ разработали концепцию «культурно-общественного каркаса», которая предлагает интегрировать все значимые городские объекты — культурные, природные и исторические — в единую, взаимосвязанную систему.

Как поясняет Коробейникова, данный каркас подразумевает создание целостной городской инфраструктуры, объединяющей ключевые компоненты среды: памятники истории и культуры, рекреационные зоны, объекты культурного и спортивного назначения, а также жилые и деловые районы.

Важность формирования такого культурно-общественного каркаса, по мнению исследователей, обусловлена несколькими фундаментальными аспектами. Во-первых, это напрямую влияет на безопасность и удобство передвижения. В условиях Арктики, где характерны низкие температуры, сильные ветры и короткое лето, наличие связанной городской среды становится критически важным. Отсутствие продуманных маршрутов и комфортных условий для пребывания на улице затрудняет перемещение граждан, ограничивает их активность и негативно сказывается на общем качестве жизни в городе.

Во-вторых, каркас способствует развитию туризма и привлечению инвестиций. Формирование притягательных и легкодоступных зон для посещения стимулирует туристический поток и экономический рост региона. Для арктических городов, где туризм может стать ключевым источником дохода, это приобретает особое значение. Примером служит Салехард, богатый такими достопримечательностями, как памятник мамонту и музей-заповедник «Обдорский острог». Однако существующая разобщенность этих объектов не позволяет в полной мере реализовать туристический потенциал.

В-третьих, это способствует социальной интеграции и повышению качества жизни. Доступные и комфортные общественные пространства стимулируют взаимодействие между жителями, предоставляют возможности для совместного времяпровождения и в целом улучшают уровень их удовлетворённости городской средой.

Коробейникова заключает: «Внедрение культурно-общественного каркаса обеспечивает развитие общественных территорий, повышает доступность ключевых объектов инфраструктуры и создает комфортные условия для передвижения между достопримечательностями. Это также является фундаментом для концепции «пятнадцатиминутного города». В конечном итоге, такой подход улучшает качество жизни населения, стимулирует экономическое развитие через туризм и инвестиции, а также закладывает основу для устойчивого развития городских территорий».

Нина Данилина, доцент кафедры градостроительства НИУ МГСУ, член-корреспондент РААСН и доктор технических наук, поясняет, что в процессе разработки культурно-общественного каркаса активно применялись передовые геоаналитические технологии.

«Создание по-настоящему комфортной жилой среды сегодня немыслимо без точного анализа данных. Геоаналитика предоставляет уникальные возможности для всестороннего пространственного анализа, обработки масштабных геоданных, моделирования сценариев развития территорий, изучения перемещений населения, выявления потребностей конкретных районов и предотвращения возможных проблем еще на этапе проектирования»,— убеждена Данилина.

При помощи пространственного анализа удалось точно определить взаимное расположение объектов и их связь с основными городскими магистралями. Использовались геоинформационные модели, позволяющие визуализировать взаимодействие различных типов объектов (культурных, природных, исторических). Было проведено детальное исследование дорожной инфраструктуры и разработаны линейные связи для проектирования оптимальных пешеходных и транспортных маршрутов между ключевыми точками.

«Моделируя разнообразные сценарии взаимодействия объектов и оценивая их доступность, мы смогли создать цифровые двойники городов, которые отображают текущую ситуацию. Эти модели послужили основой для проектирования культурно-общественного каркаса для исследуемых населенных пунктов»,— поясняет Данилина.

Геоаналитические инструменты, с учетом климатических параметров, таких как средняя температура и скорость ветра, также позволили точно рассчитать время, необходимое для пешего передвижения между объектами.

Ирина Теплова, старший преподаватель кафедры градостроительства НИУ МГСУ, кандидат технических наук, уточняет: «Это существенно снижает риск переохлаждения и повышает общую безопасность передвижения. В суровых арктических условиях, где продолжительное нахождение на улице может быть опасным для здоровья и комфорта, этот аспект приобретает особую актуальность».

Помимо этого, при разработке культурно-общественного каркаса специалисты НИУ МГСУ уделили внимание необходимости реконструкции и модернизации существующей улично-дорожной сети и зданий. Цель — создание функциональных общественных пространств, которые будут стимулировать активность горожан и повышать туристическую привлекательность регионов.

Теплова отмечает, что «на сегодняшний день многие объекты культурного, исторического и природного наследия в Салехарде и Якутске находятся в неудовлетворительном состоянии или недостаточно благоустроены, что требует капитальной реконструкции и обновления. Это отрицательно сказывается на комфорте жителей и ограничивает потенциал привлечения туристов».

«Особое внимание следует уделить архитектурным памятникам и парковым зонам. Необходима реконструкция этих мест притяжения, чтобы создать максимально привлекательную и комфортную среду как для гостей, так и для постоянных жителей города»,— добавляет Ирина Теплова.

Таким образом, методология, разработанная специалистами НИУ МГСУ для проектирования общественных пространств в условиях Крайнего Севера, обладает значительной практической ценностью для всей Арктической зоны Российской Федерации. Подобные модели могут быть успешно адаптированы и применены в других северных населенных пунктах, способствуя развитию туризма, повышению уровня комфорта и безопасности для их жителей и гостей, а также укрепляя роль этих городов вдоль Северного морского пути.

Виктор Лебедев
Виктор Лебедев

Виктор Лебедев - политический обозреватель из Ярославля с 8-летним стажем. Специализируется на анализе международных отношений и региональной политики центрального федерального округа.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса