Проблемы государственной поддержки креативных индустрий: между свободой и контролем

Новости шоу-бизнеса

Творческий сектор стремится к стабильности при поддержке государства, но опасается излишнего вмешательства

Дизайнер за работой

Согласно докладу фонда «Инносоциум» и Московской школы управления «Сколково», большая часть необходимых инструментов для государственной поддержки креативного сектора уже создана. Однако ключевая задача сейчас – это не изобретение новых механизмов, а выстраивание логичной и эффективной системы. Необходимо найти оптимальный баланс между грантами и инвестициями, а также активно стимулировать частный бизнес к собственным вложениям. Эксперты отмечают, что, хотя представители творческих индустрий высоко ценят государственные заказы, льготы и поддержку экспорта как гарант стабильности, они одновременно выражают обеспокоенность по поводу чрезмерного регулирования.

Доклад, озаглавленный «Креативная экономика России: Итоги и векторы развития после ПМЭФ-2025», был подготовлен фондом «Инносоциум» совместно с лабораториями креативных индустрий и искусственного интеллекта школы «Сколково». В его рамках были изучены текущее состояние, перспективы развития и существующие формы господдержки для данного экономического сегмента.

Креативный сектор охватывает 16 различных направлений: от народных художественных промыслов и арт-индустрии до моды, кино, видеоигр, медиа, рекламы, дизайна, архитектуры, урбанистики, гастрономии и музыки. По данным Росстата, в 2024 году вклад этих отраслей в ВВП страны составил 4,1%. Правительство планирует увеличить этот показатель до 6% к 2030 году.

Особое внимание в докладе уделяется значению принятого в прошлом году закона о креативных индустриях. Этот закон заложил нормативную базу для системной поддержки сектора, включающей грантовые программы, предоставление льгот (по аналогии с фондом «Сколково») и поддержку инфраструктурных проектов. При этом основная часть практической помощи «креативу» реализуется на региональном уровне.

«В целом можно констатировать, что около 80% необходимых инструментов поддержки уже функционируют», — указывается в докладе. Тем не менее, несмотря на активность грантовых учреждений, целостной инвестиционной системы до сих пор не сформировано. В этой связи авторы доклада предлагают рассмотреть идею создания специализированного инвестиционного фонда с венчурной моделью, способного финансировать проекты на стадии их масштабирования.

Еще одна проблема, выявленная экспертами, — появление «прослойки постоянных грантополучателей», которые воспринимают государственные средства исключительно как льготу, а не как импульс к дальнейшему развитию.

Участники рынка видят в государстве важного партнера и гаранта устойчивости — будь то государственные заказы и гранты в кинематографе, поддержка экспорта в индустрии моды, стандартизация и маркировка в рекламе или льготы и регулирование в разработке игр. Однако, наряду с этим, присутствует опасение чрезмерного контроля и превращения самой поддержки в самоцель.

По итогам полугодия зарплаты в креативной индустрии выросли на 20%

Авторы доклада полагают, что государственная поддержка креативных индустрий должна быть ориентирована не столько на изобретение новых форм, сколько на совершенствование логики существующей системы помощи. Важно найти равновесие между грантами и инвестициями, а также стимулировать бизнес к самостоятельным капиталовложениям. Несмотря на то, что государство предоставляет гранты, вводит льготы и развивает инфраструктуру, частные инвесторы проявляют осторожность. Это объясняется их недостаточным пониманием механизмов окупаемости таких проектов и того, какой мультипликативный эффект они создают для экономики. Кроме того, низкий уровень развития монетизации интеллектуальной собственности в России делает банки неохотными к кредитованию креативных проектов.

Следует отметить, что правительство активно работает над созданием комплексной системы поддержки отрасли. К середине февраля 2026 года Министерство экономического развития должно представить «Стратегию развития креативных индустрий до 2036 года». Глава ведомства Максим Решетников подчеркнул, что одной из ключевых задач является четкое определение границ сектора, а также приведение в соответствие кодов классификатора ОКВЭД, которые в настоящее время не всегда адекватно отражают специфику отраслевой деятельности.

Венера Петрова

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса