Столетие назад это важное открытие напомнили жителям нашей страны
Многие, вероятно, будут удивлены, узнав, что первая в мире воздуходувная паровая машина была сконструирована в России Иваном Ивановичем Ползуновым ещё в 1763 году. Для сравнения, известный изобретатель Джеймс Уатт получил патент на свою паровую машину только в 1768 году.

К сожалению, этот выдающийся факт был почти забыт и вновь привлёк внимание общественности лишь спустя столетие. В 1882 году А. Н. Воейков, во время ревизии Алтайского горного округа, обнаружил сохранившиеся документы и чертежи, относящиеся к машине Ползунова. В результате его исследований в 1883 году в журнале «Русская старина» появилась статья, посвящённая изобретателю. Тогда же инженер В. Рюмин опубликовал отдельную брошюру. Однако эти усилия не привели к широкому признанию имени Ползунова, и память о нём вновь погрузилась в забвение.
Иван Ползунов родился в 1730 году, будучи сыном солдата Екатеринбургской горной роты. Он получил образование в школе горного управления, где ему было присвоено звание «механического ученика». К 1759 году Ползунов уже работал шихтмейстером на Змеиногорском сереброплавильном заводе. Несмотря на трудоёмкую работу, он посвящал всё свободное время углублённому изучению физики, математики и метеорологии, что свидетельствует о его неутолимой жажде знаний и инженерном таланте.
25 апреля 1763 года Ползунов представил начальнику Колыванских заводов свой амбициозный проект «огнедействующей машины». В то время в Европе наиболее распространённой была неуклюжая паровая машина Ньюкомена, которая использовалась исключительно для откачки воды. Она была крайне неэкономичной, потребляла огромное количество топлива и работала лишь в одном направлении. Для нужд плавильных заводов машина Ньюкомена была непригодна, так как не могла эффективно подавать воздух в плавильные печи, в отличие от революционного проекта Ползунова.
Проект машины Ползунова получил одобрение канцелярии начальника заводов, а затем был отправлен на рассмотрение в Санкт-Петербург. Горные инженеры также высоко оценили изобретение и направили его в канцелярию императрицы Екатерины II. В итоге Екатерина II распорядилась о постройке машины, выделив Ползунову 400 рублей и приказав пригласить изобретателя в столицу для дальнейшего совершенствования его механических знаний. Несмотря на множество препятствий и бюрократические проволочки, Ползунов приступил к строительству своей машины в мае 1765 года. Заводская администрация, однако, отнеслась к проекту без особого энтузиазма, предоставив Ползунову лишь небольшое холодное помещение (длиной 7 саженей, такой же высоты и 4 сажени ширины), двух учеников, нескольких чернорабочих и крайне скудно снабжая необходимыми материалами.
Работая в тяжелейших условиях и постоянном холоде, Иван Ползунов заболел горловой чахоткой и трагически ушёл из жизни 29 мая 1766 года, не дожив всего одной недели до запланированного запуска своей машины, который состоялся 6 июня 1766 года. Изобретение проработало около двух месяцев, после чего вышло из строя. За этот короткий период машина успела переплавить почти 9500 пудов серебряной руды. Её не стали ремонтировать и, к сожалению, просто забросили в сарай. Тем не менее, модель и чертежи уникального изобретения были сохранены, что позволило сохранить память о его гениальности для потомков. Интерес к машине Ползунова возрождался не раз, например, в 1925 году о ней писали в «Известиях».