Искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян в своей книге «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» исследуют феномен стиля горожанки того времени, анализируя взаимосвязь между повседневной реальностью и художественным представлением образа женщины. Погрузимся в историю, чтобы понять, как менялся облик москвичек в эти десятилетия.
Красные косынки и новый стиль

В конце 1920-х годов советская работница стала центральным образом в кинематографе, живописи и на плакатах. Однако её реальная жизнь на фабриках была полна трудностей: девушки ютились в тесных бараках или снимали углы. На производстве им приходилось сталкиваться с мужским недоверием и убеждением, что “женщине не место на заводе”. Искусство же рисовало совершенно иной образ — бойких, жизнерадостных, энергичных и полных оптимизма женщин. Они активно занимались спортом, выступали в рабочих клубах, смело пользовались трамваями и, конечно, носили яркие красные косынки.
Художница Варвара Степанова, одна из основательниц конструктивизма, вместе с мужем Александром Родченко активно формировала новый стиль, создавая для женщин одежду с оригинальными орнаментами. Сама Степанова не боялась выглядеть эффектно, предпочитая брутальный и сильный образ.
«Отныне фигура художника стояла вровень с работниками других цехов. Родченко расхаживал в комбинезоне со множеством карманов, а Степанова ввела в женскую моду маскулинный стиль: короткая стрижка, грубая кожанка и свободного кроя платье, косынка из ткани собственного рисунка как атрибут симбиоза искусства и производства. Настоящая работница фабрики, всегда с папиросой, она словно сошла с полотен ахрровцев Перельмана или Ряжского».
Монументальные героини эпохи строек

Тридцатые годы XX века ознаменовались масштабными проектами: строительство метрополитена, планы по возведению Дворца Советов и утверждение Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году. Город активно перестраивался, расширялись улицы и прокладывались новые магистрали. В искусстве возрос спрос на монументальность, что привело к появлению грандиозных панно и мозаик. Героини этого периода были под стать эпохе – столь же величественные.
Одним из узнаваемых образов москвички стала «знатная метростроевка» Татьяна Фёдорова. Её фотографии украшали обложки таких ведущих советских журналов, как «Смена», «Огонек» и «Работница». В восемнадцать лет Татьяна по комсомольскому призыву пришла на строительство метро и, начав с прокладки тоннелей, в итоге дослужилась до заместителя начальника «Московского Метростроя».
Невозможно представить эту эпоху без выдающегося скульптора Веры Мухиной. Во всех её портретах прослеживается суровость, уверенность и несгибаемость духа.
«Образ статной и независимой художницы Вера Мухина сохранит и в последующие десятилетия. На смену нарядным корсетным платьям с отделкой рюшем, кружевом и байкой придут строгие костюмы из жакета, блузы и юбки-карандаша. Зрителей на выставке встречали туфли скульптора — крупные, но изящные, на каблуке, но на устойчивом, с игривым бантиком, но из брутальной кожи, изношенные, но не потерявшие вид. Возможно, именно в них она создавала `Рабочего и колхозницу`. Эта пара туфель может рассказать о Вере Мухиной больше, чем какой-либо ее портрет».
Элегантность столичной моды

В 1935 году в Москве распахнул свои двери Дом моделей на Сретенке, ставший настоящим храмом моды. Его витрины украшали электрические манекены, а фасад был стилизован под античность. Звездой первого выпуска журнала Дома моделей стала бывшая актриса Анель Судакевич, открытки с портретом которой когда-то пачками скупал Владимир Маяковский. В Доме моды она не только разрабатывала модели одежды для массового производства, но и сама их демонстрировала. Её актёрский опыт и умение работать перед камерой оказались незаменимыми, так как профессиональных манекенщиц и модельеров в стране тогда практически не было.
«Фокус внимания Судакевич — на нарядных образах. Приталенные платья в пол с ниспадающими драпировками отсылают нас к работам модельера Мадлен Вионне — французская мода еще начиная с двадцатых годов была эстетическим ориентиром для советской индустрии».
Позднее Судакевич работала художником по костюмам в Московском цирке, где сформировала свой неповторимый авторский стиль. Она отказалась от кружев, позолоты и мишуры, считая их пережитками «старых времен», и сделала ставку на функциональность, удобство, выразительность и индивидуальность каждого артиста.
Выпуск книги «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» был приурочен к одноименной масштабной выставке, проходившей в Музее Москвы в 2024 году, которая позволила широкой публике погрузиться в мир моды и повседневности московских женщин той яркой эпохи.