Потребность в господдержке АПК потребует доказательств
Министерство сельского хозяйства России приступило к пересмотру механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Опубликован проект новых правил, направленных на оптимизацию распределения единых субсидий регионам для развития ключевых направлений АПК. Основная задача этих изменений — сбалансировать необходимость сокращения расходов федерального бюджета в условиях дефицита с обеспечением устойчивого развития отрасли и укреплением её технологического суверенитета. Фактически, в условиях снижения экспортных доходов, изменяется подход к распределению средств: приоритет будет отдаваться тем аграриям, которые смогут наглядно продемонстрировать высокую эффективность использования государственной помощи.

Минсельхоз представил обновлённые правила предоставления субсидий субъектам РФ для поддержки приоритетных направлений в АПК. Эти корректировки будут включены в государственную программу по развитию сельского хозяйства и предусматривают уточнённые критерии поддержки, а также усиленный контроль за результативностью субсидирования. Важно отметить, что субсидии на развитие малых форм хозяйствования теперь будут исключены из этих правил и станут частью федерального проекта «Развитие малого агробизнеса».
Всего в агропромышленном комплексе выделено 12 ключевых направлений, по которым регионы могут получить федеральное софинансирование. Среди них — агротехнологические работы, элитное семеноводство, племенное животноводство, производство плодово-ягодной продукции и молока, а также сельскохозяйственное страхование. Каждый регион вправе получить поддержку по восьми направлениям: пять из них предоставляются автоматически, а три выбираются регионами самостоятельно. На 2025 год по программе единой субсидии заложено 49,4 миллиарда рублей.
Новые правила не отменяют уже существующие меры поддержки, но детализируют и дополняют их, усиливая контроль за расходованием средств и повышая требования к эффективности их применения.
В частности, предусматривается сокращение расходов за счёт субсидий для производителей молока. Теперь такую поддержку смогут получить только компании, зарегистрированные в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также научные и образовательные организации. Изменяется и подход к субсидированию сельскохозяйственного страхования: вместо предварительного выделения средств поддержка будет оказываться исходя из реальных потребностей регионов, что приведёт к уменьшению зарезервированных сумм. Для стимулирования мясного скотоводства фокус господдержки смещается с количества поголовья на живой вес: субсидии будут доступны аграриям, чья живая масса скота превышает 450 кг, при условии её увеличения на 30% до достижения 500 кг.
Ещё одной ключевой задачей Минсельхоза является ускорение технологического развития АПК. Изменения призваны, в частности, стимулировать переход на интенсивные технологии в производстве плодовых культур. В сфере элитного семеноводства поддержка будет направлена исключительно на производство семян отечественной селекции. Отдельное внимание уделяется цифровизации: так, с 1 января 2027 года компании, занимающиеся племенным животноводством, будут обязаны регистрировать животных в Федеральной государственной информационной системе учёта племенных ресурсов (ФГИАС).
Пояснительная записка к документу указывает, что он разработан в соответствии с графиком подготовки проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Таким образом, предполагается, что проект постановления Правительства вступит в силу с 1 января 2026 года. Очевидно, что новые правила призваны не только соответствовать текущим вызовам, но и отражать суть бюджетной политики. Ранее глава Минфина Антон Силуанов уже подчёркивал необходимость сокращения и более точной фокусировки расходов в условиях дефицита бюджета. Эта логика также согласуется с экономической динамикой самого АПК: если прежде Минсельхоз распределял средства, полученные от пошлин с экспортёров (преимущественно зерна и масла), на поддержку госполитики, то теперь, в свете проблем с внешними поставками, объёмы перераспределения снижаются, а требования к получателям субсидий ужесточаются.
Минсельхоз также рассматривает возможность сосредоточить государственную поддержку на сельских агломерациях.
Предлагаемые изменения обусловлены трансформацией системы бюджетного планирования, особенно после 2024 года, а также изменением структуры национальных и государственных программ и федеральных проектов, отмечает Дмитрий Краснов, управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг». Вадим Аникин, руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» Strategy Partners, подтверждает, что документ направлен на приоритизацию расходов в условиях жёсткого бюджета, считая, что модель субсидирования адаптируется к реалиям 2026–2028 годов.
Минсельхоз осуществляет точечную настройку механизма поддержки аграриев, постепенно смещая акцент с прямой поддержки сельского хозяйства на развитие отдельных подотраслей, уверен Бабкен Испирян, заместитель главы совета ассоциации «Народный фермер». Павел Лапшин, директор департамента инвестиций и рынков капитала Kept, соглашается, подчёркивая, что государство и бизнес сейчас сосредоточены на обеспечении самодостаточности по ключевым факторам производства, таким как семенной и племенной материал, кормовые добавки, ветеринарные препараты, пестициды, технологическое оборудование, а также на увеличении экспорта. Он также напоминает, что общий объём господдержки АПК уже сократился: с 665 миллиардов рублей в 2024 году до 507 миллиардов рублей, предусмотренных на 2025 год. Впрочем, по мнению эксперта, отрасль способна выдержать это снижение, поскольку Россия уже несколько лет обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и является одним из мировых лидеров по экспорту зерна и растительного масла.