Известный кинорежиссер Никита Михалков высказал мнение, что современный американский кинематограф, включая премию «Оскар», потерял свою художественную значимость, превратившись в своего рода «премию обкома». Это заявление прозвучало в ходе делового завтрака на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке.
Михалков подчеркнул историческую роль кинематографа в формировании Соединенных Штатов. Он привел пример образа американского полицейского времен Великой депрессии, который, по словам режиссера, сначала появился на экране, а затем вошел в реальную жизнь, что способствовало спасению Америки в трудные моменты. Американское кино сумело убедить как своих зрителей, так и большую часть мира в своем превосходстве, и в то время это утверждение было справедливым.
“Американское кино научило своего зрителя считать, что лучшее в мире кино — именно американское, и это было правдой. Мало того: и большую часть мира американское кино научило считать, что это кино лучшее. Достойно это уважения? Огромного.”
Однако, согласно Михалкову, сегодняшняя ситуация кардинально изменилась. Американский кинематограф и премия «Оскар» трансформировались в инструмент влияния, где идеологическая составляющая преобладает над чисто художественными достоинствами. Он отметил, что когда его фильм «Утомленные солнцем» получил «Оскар» в 1995 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», критерии оценки были иными, и жюри фокусировалось на искусстве кино, а не на идеологии. «На сегодняшний день это исчезло в общем», — констатировал режиссер.
Михалков добавил, что современный кинематограф, опирающийся на стандартизированные шаблоны и предсказуемые типажи, по сути, стал «чистым продуктом бизнеса и больше ничего», лишенным подлинной творческой глубины.
О Восточном экономическом форуме
Десятый Восточный экономический форум проходил с 3 по 6 сентября во Владивостоке на территории кампуса Дальневосточного федерального университета. Главной темой мероприятия в этом году стало «Дальний Восток – сотрудничество во имя мира и процветания».