Минпромторг Перенастраивает Механизм Специнвестконтрактов

Новости шоу-бизнеса

Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) проводит корректировку механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК), представив проект постановления правительства, направленный на ужесточение условий для инвесторов. Основные нововведения включают усиление контроля за реализацией проектов и ограничение доли иностранного капитала в СПИК 1.0 до 49%. В Минпромторге уточнили, что действующие условия контрактов останутся прежними, однако данные изменения призваны стимулировать привлечение преимущественно российских и дружественных инвесторов, обеспечивая при этом контроль над производственными мощностями и технологиями со стороны России.

Промышленность: Ужесточение контроля за иностранными инвестициями
Минпромторг стремится усилить контроль за внедрением технологий и инвестиций, чтобы исключить доминирование иностранного капитала в российских производствах.

Минпромторг разработал проект правительственного постановления, усиливающий требования к участникам специнвестконтрактов и самим проектам. Эти поправки будут внесены в ключевые нормативные акты, регулирующие СПИК (включая постановления правительства №708 от 2015 года и №1048 от 2020 года). Главная цель регулятора — гарантировать безукоризненное выполнение инвесторами обязательств по локализации промышленной продукции и предотвратить получение господдержки проектами, где основной выгодоприобретатель — иностранная компания.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) — это важный инструмент государственной промышленной политики, представляющий собой соглашения между инвесторами и государством. В рамках таких контрактов компании обязуются реализовать инвестиционный проект, а власти, в свою очередь, гарантируют стабильность условий для бизнеса и предоставляют различные меры поддержки.

Существуют две основные категории СПИК:

  • СПИК 1.0: ориентированы на создание или модернизацию производств с объемом инвестиций от 750 млн рублей (отбор проектов происходит по заявкам).
  • СПИК 2.0: предназначены для внедрения новых технологий с последующим серийным выпуском продукции (проекты отбираются на конкурсной основе, без минимального порога инвестиций).

По данным Фонда развития промышленности, на данный момент заключено 109 СПИК на общую сумму более 2,3 трлн рублей.

Проект Минпромторга также предусматривает более строгие требования к планам реализации инвестпроектов, обязывая инвесторов указывать точные сроки (квартал и год) и синхронизировать их с технологическим и производственным графиком. Будет усовершенствована методика оценки заявок на СПИК по критерию локализации, а также детализирован расчет штрафов за несоблюдение обязательств. Важным изменением является ограничение иностранного участия в проектах СПИК 1.0: совокупная доля иностранного капитала не должна превышать 49%. Для инвесторов из офшорных зон этот порог остается на уровне 25%. Для СПИК 2.0 такие ограничения не вводятся, так как этот механизм уже предполагает строгий конкурсный отбор, привязку к утвержденным технологиям и тщательную проверку собственников.

В Минпромторге пояснили, что введение ограничения на иностранную долю обусловлено стремлением России поддерживать предприятия, не находящиеся под контролем зарубежного капитала. По мнению ведомства, контроль со стороны российских участников способствует более полному и надежному выполнению обязательств по СПИК.

При этом сам порядок заключения СПИК останется неизменным.

Вадим Аникин, руководитель проектов Strategy Partners, отмечает, что односторонний пересмотр условий действующих СПИК недопустим, поскольку это нарушило бы предоставленные инвесторам гарантии. Он подчеркивает, что СПИК является мощным инструментом для выхода на рынок и устранения препятствий при освоении новой продукции. Если до 2022 года им активно пользовались инвесторы из развитых стран, то с введением санкций СПИК стал ключевым механизмом поддержки для российских компаний и инвесторов из дружественных государств. Эксперт утверждает, что речь идет не об отказе от инструмента, а о его адаптации: «СПИК остаётся приоритетным, но с фокусом на прозрачность и долгосрочную управляемость». Наталья Никитина из Kept подтверждает высокий интерес к этому инструменту, в том числе благодаря его совместимости с другими мерами поддержки, такими как соглашения о защите капиталовложений и льготное финансирование.

Таким образом, в условиях ограничений на доступ к западным технологиям, обновленный механизм СПИК призван содействовать привлечению инвестиций из дружественных стран, прежде всего из Китая. При этом Минпромторг намерен осуществлять строгий контроль за трансфером технологий, настаивая на их освоении под управлением российских инвесторов и требуя от них безусловного выполнения всех заявленных планов.

Авторы: Анна Королева, Олег Сапожков

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса