Законопроект об ограничении преференций для резидентов особых режимов одобрен правительством
Правительство России одобрило проект закона, который с 2026 года изменит правила предоставления налоговых льгот резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) и других преференциальных режимов. Согласно законопроекту, налоговые льготы будут ограничены суммой фактически вложенных средств в капитальные активы и расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Регионы смогут предоставлять дополнительные льготы инвесторам за счет своих бюджетов.

На заседании 3 июля Правительство одобрило направление в Госдуму законопроекта о поправках в Налоговый кодекс. Эти изменения касаются налоговых льгот (в основном на прибыль, имущество и землю) для участников преференциальных режимов, включая ОЭЗ и ТОР. Законопроект, разработанный Минфином с осени 2023 года, ранее встретил сопротивление со стороны Минэкономики и региональных властей, которые выражали опасения по поводу возможного снижения привлекательности этих территорий.
Несмотря на первоначальные разногласия, основная идея законопроекта сохранилась: ограничить налоговые льготы объемом фактических инвестиций в основные средства (здания, оборудование) и затрат на НИОКР. При этом регионам дается возможность определять иные пропорции льгот и инвестиций для конкретных отраслей. По данным Минфина, анализ эффективности преференциальных режимов за 2017–2023 годы показал, что некоторые резиденты получают чрезмерную прибыль от льгот или недостаточно инвестируют. Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что новый механизм призван стимулировать создание высокотехнологичных производств и выпуск конкурентоспособной продукции.
Законопроект также вводит дополнительные требования для получения льгот: полное выполнение инвестиционных обязательств по заключенному соглашению и своевременная подача финансовой отчетности. В настоящее время некоторые резиденты могут необоснованно пользоваться льготами, не соблюдая условия соглашений, расторжение которых может занять много времени (по согласию сторон или через суд). Минфин также отмечает, что около 10% резидентов регулярно не подают отчетность, что затрудняет оценку эффективности предоставленных им преференций.
Изменения вступят в силу с 2026 года и не будут распространяться на компании, уже являющиеся резидентами. Ранее высказывалась критика, что предлагаемые правила могут не учитывать специфику начальных этапов инвестиционных проектов, когда капитальные вложения еще невелики. В ответ на это, согласно пояснительной записке, новые требования к получению льгот будут применяться начиная с третьего года резидентства.
В Минэкономики заявили, что законопроект отражает согласованную позицию всех заинтересованных ведомств. При этом возможно дальнейшее обсуждение документа в Госдуме с участием депутатов, представителей регионов и экспертного сообщества.
Генеральный директор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев считает изменения логичными с точки зрения повышения эффективности контроля за использованием льгот. Успех реформы, по его мнению, будет зависеть от того, насколько гибко региональные власти смогут найти баланс между контролем и стимулированием инвестиций. Ограничение льгот поможет предотвратить их нецелевое использование компаниями, не осуществляющими реальных инвестиций. Однако, как отметил эксперт, это может усложнить процесс администрирования льгот.
Директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин также считает, что новые условия требуют детальной проработки, чтобы российские особые зоны оставались привлекательными по сравнению с зарубежными аналогами. Он также указал на риск возникновения различий в применении правил из-за передачи части полномочий регионам.
Управляющий партнер адвокатского бюро a.t.Legal Николай Титов высказал мнение, что новые ограничения могут оказаться наиболее сложными для туристических проектов (где основные инвестиции завершаются на ранней стадии, и после третьего года нет значительных капвложений для “поддержания” льгот) и для digital-стартапов, чьи расходы на НИОКР нестабильны. Михаил Лабудин добавил, что смягчить негативные последствия можно, если не применять правило ограничения инвестициями в первые три года резидентства, а также учитывать индексацию инвестиций.