Древнее культовое сооружение на Крите останавливает строительство нового аэропорта
Как это часто бывает в археологии, самые значительные открытия совершаются случайно. Именно так произошло и на этот раз на Крите. Во время работ по возведению радарной установки для нового терминала аэропорта в Ираклионе строители наткнулись на необычное круглое сооружение, занимающее площадь около 1800 квадратных метров.

Массивные стены толщиной в 1,4 метра формируют восемь концентрических колец, соединенных между собой проходами. Примечательно, что высота этих стен относительно невелика — всего около 1,7 метра, и на данный момент отсутствуют признаки, указывающие на их разрушение, что позволяет предположить изначальную низкую высоту. Над этими кольцами возвышаются еще два ряда стен, образующих сообщающиеся друг с другом отсеки. В самом сердце комплекса расположен небольшой центральный зал диаметром 9 метров. Вход в него возможен с юго-западной и северо-восточной стороны. Внутри зал разделен на четыре сектора, в центре которых находится небольшая плоская площадка. Обнаруженные рядом кости животных наводят на мысль, что это мог быть алтарь для жертвоприношений. Исследовав особенности верхней части стен, археологи выдвинули гипотезу о возможном существовании купольной крыши над центральной частью, аналогичной тем, что встречаются в микенских гробницах. Предварительные анализы показывают, что комплекс активно использовался в период между 2000 и 1700 годами до нашей эры, то есть на заре минойской цивилизации, задолго до появления знаменитого Кносского дворца.
Лабиринты и их древние тайны
Неудивительно, что загадочная форма и структура найденного сооружения сразу же вызвали ассоциации с лабиринтом. Спустя всего несколько часов после официального заявления Министерства культуры Греции о сенсационной находке, новостные агентства поспешили окрестить её «Лабиринтом Минотавра».


Лабиринт является одним из наиболее древних и универсальных символов человечества. Его изображения встречаются повсюду: от палеолитических петроглифов до декоративных элементов на сосудах, рельефах и скульптурах, а также в виде грандиозных ритуальных сооружений. Уже сейчас исследователи отмечают поразительное внешнее сходство критского лабиринта с монументальным протонеолитическим комплексом Гёбекли-Тепе, о котором научное сообщество уже писало ранее.
Сакральные изображения и древние сюжеты
На юге Турции, вблизи Евфрата, в деревне Сайбруч была обнаружена уникальная каменная плита длиной почти четыре метра и высотой чуть менее метра. На ней запечатлены две выразительные сцены. В первой мужчина с шестью пальцами на профильном изображении сидит или приседает напротив быка, держа перед ним нечто, напоминающее змею. Вторая, более значимая сцена, выполнена в технике высокого горельефа: мужчина, сжимающий в руках свой пенис, окружен двумя леопардами — самцом и самкой. Ученые осторожно датируют эту находку возрастом не менее 11 тысяч лет. По мнению археологов, эти две сцены не случайны и представляют собой одно из древнейших графических повествований. При этом, если человеческие фигуры из Сайбруча уникальны, то изображения быков и леопардов поразительно схожи с рельефами из соседнего ритуального комплекса Гёбекли-Тепе, раскопки которого начались в 1995 году. Это сходство настолько велико, что вызывает предположение о работе одного и того же мастера, несмотря на то, что рельефы Гёбекли-Тепе отличаются большей детализацией и тщательностью исполнения. Известно, что Гёбекли-Тепе был важнейшим сакральным центром, что подчеркивает значимость подобных изображений.
Ритуалы рождения и возрождения
Как ученые, так и энтузиасты пытаются разгадать истинное назначение и смысл лабиринтов, чья иконография и структура сохраняются практически неизменными от Передней Азии до Сибири. Отбросив эзотерические и псевдонаучные гипотезы, академическое сообщество рассматривает несколько аргументированных версий. Одна из наиболее убедительных связывает лабиринты с женскими культами. Изображения лабиринтов часто встречаются на женских статуэтках палеолита и неолита (на гениталиях и ягодицах), а также на рельефах самок животных. Аналогичные фигурки обнаруживаются и в самих лабиринтных святилищах, от древнейших пещер до Кносского дворца. Другая важная гипотеза связывает лабиринты с обрядами инициации, символизирующими ритуальную смерть и последующее возрождение подростков как полноправных членов общества. Эту идею подтверждают находки, такие как фрагмент керамического сосуда из Тель-Рифа’ата (2000 год до н. э.), где из лабиринта выходит копытное животное (коза или газель). Схожее по композиции изображение на этрусском винном сосуде (ойнохойя из Тральятеллы, 700 год до н. э.) демонстрирует конную кавалькаду, выходящую из лабиринта, рядом с которой изображена эротическая сцена.

Быки, герои и древние легенды
Безусловно, пока рано говорить о прямой связи недавно найденного критского ритуального комплекса с общеизвестной легендой о Тезее и Минотавре. Однако эта мифологическая история может послужить ценным ключом к пониманию возможной функции этого древнего сооружения. Поединок с быком — очень древний и широко распространенный мотив, который, вероятно, был тесно связан с обрядами инициации. Один из старейших известных примеров тавромахии — петроглиф из знаменитой пещеры Ласко, выделяющийся на фоне изображений мирно пасущихся животных своим драматизмом и напряженностью. Этот мотив, символизирующий преодоление опасности и трансформацию, мог быть центральным элементом ритуалов, проводившихся в таких сооружениях, как новый критский лабиринт.
