Квоты не той системы

Новости шоу-бизнеса

ИНП РАН призвал не тиражировать сахалинские ограничения парниковых выбросов

Обсуждение вопросов ужесточения климатического регулирования в России активизировалось по мере приближения завершения сахалинского пилотного проекта по ограничению выбросов парниковых газов (заканчивается в 2025 году). Согласно первому Национальному докладу о климатической повестке, подготовленному Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, расширение данного проекта на всю страну признано “неэффективным подходом”. Это обусловлено тем, что такой шаг не способствует достижению ключевых задач национальной климатической политики, включая создание полноценного первичного рынка углеродных единиц, интеграцию России в глобальную систему торговли выбросами и минимизацию негативного влияния углеродного пограничного механизма ЕС (CBAM).

Фотография иллюстрирующая климатическую тематику
По мнению авторов первого национального доклада о климатической политике, эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов на Сахалине должен остаться на острове — для России в целом его модель не подходит.

В первом ежегодном Национальном докладе о климатической политике в России, созданном ИНП РАН совместно с другими организациями, указывается, что перенос сахалинской модели на общероссийский уровень не принесет ожидаемого эффекта. Существующая система квотирования, как она реализована сейчас, не способствует достижению ни одной из заявленных приоритетных целей российской климатической политики: не увеличивает бюджетные поступления, не защищает от европейского трансграничного углеродного налога и не способствует интеграции в международный углеродный рынок в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.

Стоит напомнить, что этот эксперимент, нацеленный на формирование регионального углеродного рынка и достижение углеродной нейтральности Сахалина к концу 2025 года, стартовал в 2022 году по предложению Министерства экономического развития. В нем участвуют 35 предприятий, которым предписано уменьшить свои выбросы парниковых газов на определенный объем. Сахалинская область была выбрана для этой пилотной программы из-за ее географической обособленности и небольшого количества крупных промышленных источников выбросов.

В глобальной практике применяются две основные модели систем торговли выбросами — европейская и японская.

Ключевое различие между моделями заключается в типе торгуемых единиц. Европейская модель основана на “разрешениях”, которыми должны быть обеспечены все объемы выбросов ПГ. Японская модель предусматривает оплату только за превышение установленного лимита выбросов. Отличается и структура рынка единиц сокращений: европейская система включает как первичный (регулятор продает эмитентам), так и вторичный (эмитент торгует с эмитентом) рынки. В японской модели первичный рынок отсутствует – регулятор устанавливает лишь базовый уровень, а компании обмениваются квотами между собой. Эти фундаментальные различия делают интеграцию европейской и японской систем углеродного регулирования нереализуемой.

Министерство экономического развития внедрило сахалинский проект как систему торговли выбросами, соответствующую японской модели. В ней предприятия, превысившие свои квоты, могут компенсировать разницу за счет углеродных единиц с развивающегося в России добровольного углеродного рынка. В докладе подчеркивается, что при такой схеме невозможно пополнять бюджет за счет продажи квот, поскольку первичный рынок углеродных единиц в России отсутствует. Более того, данный подход ограничивает международные перспективы российских углеродных единиц, которые в настоящее время могут торговаться только в двух регионах Японии и Саудовской Аравии — перспектив выхода на другие рынки нет.

Однако полный отказ от апробируемой системы не предлагается; речь идет, скорее, о необходимости ее адаптации и пересмотра.

“В качестве регионального эксперимента и модели для отдельного региона это является удачным решением”,— прокомментировал заведующий лабораторией ИНП РАН Андрей Колпаков в ходе презентации доклада. Он также добавил, что для подобных региональных инициатив существует законодательная основа: согласно Федеральному закону №34-ФЗ от 6 марта 2022 года, субъекты Российской Федерации могут проводить на своей территории эксперименты по ограничению чистых выбросов парниковых газов.

Следует отметить, что дискуссии о возможности расширения сахалинского климатического проекта на всю страну ведутся уже продолжительное время. Бизнес-сообщество выражало опасения, что вопросы климата могут быть использованы в качестве инструмента экономического давления. В то же время, глава Минэкономики Максим Решетников ранее заявлял о намерении властей продолжать апробацию “мягкого” подхода, при котором компании обязаны только предоставлять отчетность о своих выбросах, а реализация климатических проектов осуществляется ими на добровольной основе, без жесткого квотирования.

В целом, сахалинский эксперимент выявил ряд существенных недоработок, отмечает Владимир Лукин, партнер компании Kept. Среди них — отсутствие механизма формирования справедливой рыночной цены на углерод, которая является ключевым инструментом регулирования. Эксперт также подчеркивает важность учета уникальных региональных особенностей Сахалина, включая небольшое число регулируемых объектов. По мнению Лукина, регулирование выбросов на федеральном уровне неизбежно, но оптимальным путем является доработка текущей модели и ее апробация в других регионах, прежде чем принимать решение о полномасштабном внедрении.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса