Как изменилась внешняя торговля России после пандемии и санкций

Новости шоу-бизнеса

Внешняя торговля России за последние пять лет претерпела радикальные изменения под воздействием пандемии, санкций, перестройки логистических цепочек и колебаний валютного курса. По оценкам аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), этот период стал временем форсированной трансформации. Страна перешла от сильной зависимости от европейских рынков к потенциальному риску зависимости от Китая. Вместо прямых потерь от санкций сформировались многоуровневые схемы посредничества, а нарушенные цепочки поставок были сложно перестроены.

ЦМАКП проанализировал трансформацию внешней торговли РФ с 2019 года. Уже тогда торговля испытывала давление из-за санкций 2014 года, но ЕС оставался ключевым партнером.

Пандемия COVID-19 стала первым сильным ударом: в 2020 году экспорт энергоносителей из РФ сократился более чем на треть из-за спада мировой экономики. Поставки машиностроения, стройматериалов и химии упали на 12–14%, в то время как экспорт металлов и продовольствия вырос. К 2021 году экспорт почти полностью восстановился благодаря мерам стимулирования в мире, а импорт даже превысил уровень 2019 года, создав важный запас прочности перед шоком 2022 года.

Санкции, введенные в 2022 году, оказались намного более всеобъемлющими, затронув финансы, логистику и многие товарные категории. К середине 2022 года ограничения охватили около 40% импорта из ЕС. Экспортные ограничения вводились позднее и имели неоднозначный эффект. Номинально экспорт России в 2022 году даже увеличился благодаря высоким ценам на нефть и удобрения. Однако в 2023–2024 годах экспорт снизился из-за падения цен и сужения рынков сбыта. В 2024 году объемы отгрузки минеральных и химических продуктов оставались на уровне 2019 года. Поставки металлургии и легкой промышленности выросли лишь номинально, без учета инфляции доллара. Экспорт продовольствия стабильно увеличивался, тогда как продажи машиностроительной и лесной продукции за рубеж резко упали (из-за потери рынков и запрета на вывоз необработанной древесины).

В сфере импорта 2023–2024 годы прошли под знаком реструктуризации после спада в 2022 году. Несмотря на санкции, к 2024 году объемы импорта машин и оборудования почти достигли уровня 2019 года, в значительной степени за счет Китая. Ввоз продовольствия и химикатов вырос (особенно незапрещенных позиций), а продукции металлургии и лесобумажного сектора — сократился. Аналитики отмечают, что физические объемы импорта могут расти даже без увеличения долларовой стоимости за счет перехода на более дешевые китайские товары, особенно в сегменте техники и автомобилей.

География внешней торговли изменилась радикально.

Доля стран Азии в российском импорте выросла с 44% в 2019 году до 68% в 2024 году, а в экспорте — с 38% до 76%. Соответственно, доли ЕС и США существенно уменьшились. Европа сдает позиции, даже несмотря на попытки обхода санкций. Импорт из Китая стал ключевым элементом новой торговой структуры. Уже в 2022 году поставки из КНР резко возросли, в первую очередь автомобилей и электроники. Также отмечается рост импорта из Индии, Турции и стран ЕАЭС.

Россия ищет новую компанию на мировом рынке

Адаптацию во многом обеспечивал параллельный импорт, объем которого в 2024 году оценивается Минпромторгом в 36 млрд долларов. Прямые поставки из ЕС упали на 64%, но с учетом реэкспорта — только на 50%. Оценки непрямых поставок таковы: через страны СНГ ввозится продукция на 13–16 млрд долларов, через Турцию — до 6 млрд долларов, остальное приходится на Корею и КНР, включая ввоз автомобилей (например, немецких и японских марок через Китай). Автомобили стали особой категорией: в 2022–2024 годах физлица импортировали 815 тыс. авто (около половины рынка иномарок). В 2024 году из 1,6 млн проданных новых легковых авто 1,1 млн составил импорт.

По мнению ЦМАКП, этап «шоковой адаптации» завершен: импорт восстановлен, экспорт перенаправлен. Однако стабильность не гарантирована. Увеличение утильсбора может снизить импорт автотехники. Крепкий рубль стимулирует ввоз товаров, но высокие ставки ЦБ и стагнация гражданской экономики ограничивают спрос на оборудование. Главный риск — значительная зависимость от Китая в критически важных секторах. Россия решила проблему доступа к товарам, но ценой частичной потери контроля над логистическими цепочками, заключают аналитики.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса