Современные технологии активно влияют на сферу творчества. Возникает вопрос: сохранится ли уникальность креативности? Превратится ли искусство в результат работы алгоритмов, или же человеческая фантазия останется незаменимой? Как изменятся роли творцов, аудитории и самих технологий в новой реальности?
Недавние годы ознаменовались новой технологической революцией, принесшей в нашу жизнь языковые модели и нейронные сети. Под их влиянием креативная индустрия неизбежно меняется, и ее будущее пока не определено. С одной стороны, наблюдается слияние цифрового и физического миров, порождающее гибридные виды искусства, такие как VR/AR-перформансы, музыкальные нейроинтерфейсы и иммерсивные шоу с дополненной реальностью. С другой стороны, одновременно с этим усиливается интерес к традиционным «аналоговым» технологиям или их современным имитациям. Очевидно, что цифровое искусство столкнется с обесцениванием.
Внедрение нейросетей стимулировало демократизацию творческого процесса. Теперь любой человек, независимо от образования и навыков, может попробовать себя в роли художника, писателя, поэта или дизайнера. Это приведет к значительному увеличению числа авторов при неизменном количестве потребителей контента. Представьте, что производство сериала станет таким же технологически простым, как написание книги. Сценарист сможет самостоятельно сочинять музыку, создавать и обучать актеров (хоть это пока и перспектива, но прогресс движется), проектировать костюмы — все это с помощью искусственного интеллекта. Трудно предсказать, какие последствия вызовут такие трансформации на рынке. Возможны различные сценарии, включая полный запрет или строгие ограничения на использование ИИ, например, через законодательство об авторском праве.
В эру искусственного интеллекта ценность творчества перестает зависеть от мастерства исполнения или даже от оригинальности концепции. Главным критерием становится фактическая востребованность произведения или проекта. Какой смысл в сотнях сериалов, которые смотрят лишь их создатели, и тысячах непрочитанных романов? Нейросети, безусловно, усилят поток некачественного контента в широком смысле, но, подчеркну, только спрос и коммерческий успех будут служить ключевыми индикаторами ценности творческой работы.
Это указывает на то, что сама природа креативности останется неизменной; искусство не станет полностью алгоритмическим продуктом, а одаренных профессионалов не заменят нейросети. Авторство отходит на второй план, уступая место значимости привлекательности продукта. Так как нейросеть лишь комбинирует уже существующие элементы, я считаю, что ответственность за создание нового и интересного контента по-прежнему будет лежать на человеческом творческом разуме. Тем не менее, многие аспекты креативной индустрии подвергнутся существенным изменениям.
Коллаборация человека и машины повысит продуктивность и качество работы творцов, но это также неизбежно обострит конкуренцию. Менее эффективные специалисты будут вынуждены искать себя в других сферах.
Способность к быстрой адаптации к технологическим изменениям критически важна для современного развития. Например, Высшая школа дизайна НИУ ВШЭ, отмечающая в этом году 13-летие, начала свою деятельность в 2012 году с акцента на прикладной дизайн. Сегодня же школа активно расширяет программы, интегрируя в них дисциплины, связанные с искусственным интеллектом и машинным обучением. В связи с этим школа также создала и постоянно совершенствует собственную цифровую экосистему для поддержки студентов, преподавателей и партнеров.
Сотрудничество человека и ИИ в творчестве
Согласно опросам, 43% российских креативных специалистов регулярно применяют нейросети, а 92% собираются использовать их еще активнее. Этот показатель кажется автору статьи заниженным, ведь в идеале он должен был достичь 100% уже сейчас. Существует мнение, что художники, дизайнеры и профессионалы из рекламной и модной сфер используют ИИ для создания новаторских идей и концепций. Однако это заблуждение: ИИ не генерирует принципиально новые идеи, но отлично справляется с комбинированием уже существующих. Алгоритмы также оказывают ценную помощь в анализе целевой аудитории, изучении рыночных трендов и прогнозировании изменений в индустрии, что становится ключевым аспектом для современного творца.
Дополнительные статистические данные показывают, что всего 3% творческих работников боятся потерять доход из-за технологий. 58% считают, что нейросети не способны полностью заменить специалистов, а 37% допускают частичную замену. Другое исследование указывает на то, что ИИ ускоряет работу младших сотрудников, но не упрощает разработку креативных концепций. И только 39% компаний подтвердили оптимизацию штата благодаря ИИ. Автор считает, что эти цифры пока преждевременно анализировать, но предупреждает о реальных угрозах, которые не все еще осознали. Под угрозой находятся неэффективные сотрудники, которые ранее могли медленно работать, прикрываясь уникальностью и «творческой натурой». Теперь же, с появлением конкурента в лице ИИ, выясняется, что значительная часть их «креативности» — лишь имитация стандартных действий. Возникает вопрос: нужен ли работодателю медлительный и требовательный работник, если нейросеть выполняет ту же работу значительно быстрее и без нареканий? Таким образом, начавшаяся борьба за производительность в креативной сфере является позитивным явлением.
Распространено мнение, что нейросети не в состоянии заменить человека в ключевом аспекте креативности — формировании и адаптации смыслов. Однако стоит задуматься, что именно мы подразумеваем под «смыслами» и как часто мы их создаем на работе. В отличие от современных ИИ, люди действительно способны к революционным открытиям. Но насколько часто это происходит в повседневной деятельности большинства? Или хотя бы время от времени? Или хотя бы есть попытки? К сожалению, ответ отрицательный. Поэтому те, кто привык работать без особого усердия, неизбежно столкнутся с трудностями, если не научатся использовать ИИ хотя бы для повышения эффективности своих рутинных задач. Человек по-прежнему несет ответственность за конечный результат творческого процесса, но теперь он должен достигать его гораздо быстрее.
В целом, ИИ демонстрирует высокую эффективность в создании простых, элементарных компонентов контента. Однако чем сложнее и многограннее становится концепция, чем больше она включает взаимосвязей и смысловых уровней, тем менее уникальные и привлекательные результаты выдает нейросеть. Нельзя исключать, что стремительное развитие ИИ в скором будущем устранит и эту разницу. Тем не менее, пока творцам следует сосредоточиться не на рутинных задачах, которые могут быть автоматизированы, а на развитии метанавыков: системного и дизайн-мышления, проектного управления и продвинутого сторителлинга. Важно также генерировать концепции и системы, которые найдут отклик у аудитории. В связи с этим ожидается рост числа творческих стартапов и проектов. Не все из них будут успешными, но креаторам придется рисковать, проверяя на практике амбициозные и сложные идеи.
В обозримом будущем ИИ продолжит выступать как мощный соавтор и ассистент творца, но не станет полностью независимой фигурой. Вероятнее всего, речь идет об эффективном симбиозе. Человек будет мыслить глобально, определяя уникальное направление, а нейросеть — предлагать разнообразные варианты. Затем творец совместно с ИИ доработает исходную концепцию до совершенства.
Машинам — анализ данных и рутина
Исследование Okkam Creative показывает, что 33% креативных агентств задействуют ИИ для составления отчетов, оценки тендеров и формулирования задач. Еще 17% применяют роботов для выявления инсайтов, проведения исследований и формирования стратегий. Искусственный интеллект уже сейчас демонстрирует высокую эффективность в обработке больших массивов данных: нейросети способны извлекать главное из объемных клиентских брифов, а также обобщать и структурировать информацию. По мнению автора, это свидетельствует о некреативном характере такой работы. Истинная креативность заключается в создании новаторских, нестандартных идей и поиске эффективного подхода к потребителю.
При условии, что креатор способен эффективно взаимодействовать с ИИ и четко осознает поставленную задачу, искусственный интеллект становится ценным помощником, особенно в маркетинге. Например, он может помочь в идентификации узких сегментов целевой аудитории и анализе потребительских предпочтений, что позволяет специалистам разрабатывать концепции, максимально точно отвечающие запросам их аудитории.
Тем не менее, важно помнить, что полное доверие к ИИ невозможно. Часто он генерирует вымышленные факты, порой весьма убедительно. Это имеет свои особенности, но осознавать этот риск при работе с искусственным интеллектом крайне необходимо.
Зритель как соучастник и соавтор
В будущем трансформации затронут не только функции творцов и технологии, но и роль зрителя, который станет более вовлеченным. Возникнет категория произведений искусства, где аудитория сможет ощутить себя полноценным соавтором. Уже разрабатываются кинотехнологии, предлагающие нелинейный интерактивный опыт: сюжет и история адаптируются в процессе просмотра в зависимости от эмоций и впечатлений зрителя. В качестве примера можно привести фильм 2023 года «Before We Disappear» («Прежде чем мы исчезнем»), рассказывающий о климатических активистах, мстящих корпорациям за глобальное потепление. С помощью сенсоров и датчиков алгоритмы отслеживают реакции зрителей на сцены климатических катастроф, применяя одну из 500 возможных сюжетных корректировок в зависимости от их отклика.
Этот подход, безусловно, интригует своей технологичностью и футуристичностью, однако первоначальная идея фильма все равно принадлежит человеку. Автор убежден, что и в будущем истинного успеха достигнет лишь неординарная, настойчивая, креативная личность, способная создать что-то, что, вопреки всем предсказаниям, полюбится публике. Немаловажным фактором остается и удача, поскольку элемент случайности и везения всегда сопутствует творческой карьере.
В целом, креативные индустрии вступают в эру гибридного творчества. Искусство перестанет быть монологическим высказыванием одного автора, превратившись в диалог между машиной, творцом и зрителем. Алгоритмы станут инструментами — своеобразными «руками, кистями и нотами», но фундаментальная природа креативности сохранится: она всегда будет о создании нового, а не о переработке уже известного.