После кончины Сталина, проходя мимо его гроба, Майя Плисецкая услышала шепот: «Теперь-то никто не посмеет тебя тронуть…». Эта история приоткрывает завесу над тем, как совсем юная и тогда еще беззащитная балерина оказалась в сфере влияния самого Сталина.
Путь от Шпицбергена до «Лебединого озера»
Майя Плисецкая появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отцом был дипломат Михаил Плисецкий, а матерью — бывшая актриса Рахиль Мессерер. В возрасте шести лет Майя оказалась на Шпицбергене, где ее отец занимал пост советского консула. Там, в условиях полярного дня и ночи, маленькая Майя бесстрашно каталась на лыжах по крутым склонам и впервые вышла на сцену в роли Русалочки в местном драмкружке.
По возвращении в Москву, по настоянию родственников, связанных с искусством, Майя поступила в хореографическое училище при Большом театре. Ее исключительный талант был сразу замечен приемной комиссией, хотя для поступления пришлось прибегнуть к семейным связям, чтобы обойти возрастной ценз.

1937 год стал роковым для семьи. Отца арестовали накануне Первомая. Майя, ее брат Александр и мать, которая была беременна, были сосланы в Казахстан. Детей удалось спасти благодаря помощи родственников. Во время Великой Отечественной войны 15-летняя Майя, несмотря на эвакуацию, вернулась в Москву и начала выступать в спектаклях Большого театра.
Уже в те годы она делила сцену с легендарной Галиной Улановой, танцуя в таких постановках, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Бахчисарайский фонтан».
Настоящее признание пришло к Плисецкой после 1947 года, когда она блестяще исполнила двойную партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Ее интерпретация этого образа стала новаторской. В отличие от традиционного образа умирающего лебедя, созданного, например, Анной Павловой, Майя показала птицу, отчаянно сражающуюся за жизнь и стремящуюся взлететь. За свою долгую карьеру она выходила на сцену в этой партии более 800 раз, постоянно совершенствуя свое мастерство. В одном из спектаклей, когда у нее развязалась пуант, она продолжила танец на одной ноге, продемонстрировав невероятную импровизацию.

За кулисами сталинской эпохи
21 декабря 1949 года, в день 70-летнего юбилея Сталина, Майя Плисецкая удостоилась особой чести выступить в Георгиевском зале Кремля. Паркет зала, натертый канифолью, представлял серьезные трудности для танцовщицы — каждое движение требовало предельной точности и концентрации.

«Я каждую секунду боялась упасть», — вспоминала балерина. Поклон перед Сталиным стал для нее настоящим испытанием. 24-летняя артистка страшилась взглянуть в глаза вождю, опасаясь не справиться с волнением. Это выступление в Кремле впоследствии стало для нее своеобразной «охранной грамотой» в суровые годы сталинского правления.
5 марта 1953 года вошел в историю как день, наполненный напряжением и неизвестностью. Утром в день спектакля «Раймонда» газета «Правда» сообщила о тяжелом состоянии Сталина, но по Москве уже распространялись слухи о его смерти. Плисецкая оказалась перед сложным выбором: как танцевать, когда вся страна замерла в тревожном ожидании?

«Можно ли улыбаться, когда народ скорбит?» — терзалась она мыслями. Отмена выступления могла быть расценена как несвоевременное «похоронное» действие. Балерина решила выступить, выбрав сдержанную, почти аскетичную манеру исполнения. На следующий день, когда было официально объявлено о смерти Сталина, во время прощания в Колонном зале Дома Союзов кто-то шепотом произнес: «Теперь-то тебя никто не боится…». Эти слова заставили ее содрогнуться — каждую минуту она ожидала ареста за любую, даже малейшую, «неправильную» реакцию.
Невыездная
В эпоху правления Хрущева Плисецкая, уже будучи признанной примой, регулярно приглашалась на кремлевские приемы. На этих мероприятиях строго контролировались все ее контакты с иностранцами. Казалось бы, невинная ситуация с билетом для секретаря английского посольства, после которой последовал букет цветов, стала поводом для ее неожиданного исключения из состава первой зарубежной гастрольной труппы Большого театра. Власти подозревали ее в намерении остаться на Западе.

По иронии судьбы, именно отсутствие примы на гастролях способствовало ее превращению в настоящую культовую фигуру в стране — каждое ее появление на сцене Большого театра в Москве теперь встречали овациями. Несмотря на свой статус «невыездной», в 1956 году Майя Плисецкая была удостоена звания Народной артистки РСФСР, что стало подтверждением признания ее исключительного таланта, даже в условиях жестких политических ограничений.
Триумф «Кармен» и жизнь без границ
С ранних лет Майя мечтала исполнить партию Кармен. В 1967 году ей удалось воплотить эту мечту в жизнь, совершив, казалось бы, невозможное — превратить знаменитую оперу Бизе в балет. Совместно с кубинским хореографом Альберто Алонсо она разработала либретто, а ее муж, композитор Родион Щедрин, в поразительно короткие сроки (всего за 19 суток) написал революционную «Кармен-сюиту». Премьера спектакля, состоявшаяся практически без полноценных репетиций, стала смелым вызовом советской идеологии — образ свободолюбивой цыганки вступал в противоречие с канонами соцреализма. Лишь чудом сохранилась телевизионная запись этой постановки, ставшей впоследствии одной из визитных карточек великой балерины.
Переходя к исполнению более драматических ролей, Плисецкая продолжала раздвигать границы балетного искусства. Специально для нее Родион Щедрин создал сложнейшие по психологизму образы в балетах «Чайка», «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Каждое выступление требовало от нее такой эмоциональной отдачи, что после спектаклей она буквально теряла голос. Эти постановки едва не были запрещены, и только заступничество министра культуры Петра Демичева позволило им увидеть свет рампы.
С началом перестройки открылась новая глава в творческой и личной жизни артистки. Сотрудничество с известным модельером Пьером Карденом привело к созданию уникальных сценических костюмов и образов. Постановки Ролана Пети и Мориса Бежара, созданные специально для таланта Плисецкой, с успехом покорили европейские сцены. Особенно запоминающимся стал 1988 год, когда ее выступление в балете «Мария Стюарт» в Мадриде собрало весь цвет испанского общества, включая выдающуюся оперную певицу Монсеррат Кабалье. Хотя большая часть ее внушительного гонорара (8 тысяч долларов ежемесячно) тогда уходила государству, главной наградой для нее всегда оставалось искреннее восхищение публики, открывающей для себя классический балет через ее уникальное исполнение.
Последние десятилетия жизни Майя Плисецкая и Родион Щедрин проводили между тремя странами: в их скромном доме у литовского озера, квартире в Мюнхене и московской жилплощади. Трагические события 11 сентября 2001 года застали их в самолете, который из-за терактов в США был перенаправлен в Канаду — еще один драматический эпизод в насыщенной биографии балерины.
Свой 80-летний юбилей в 2005 году Майя Плисецкая отметила на сцене. Триумфальные концерты в Лондоне и Париже стали достойным завершением ее блистательной карьеры. Великая балерина ушла из жизни 2 мая 2015 года в Мюнхене, оставив после себя не только легендарные партии, но и совершенно новый, свободный от условностей взгляд на искусство балета.





