Как университет готовит кадры для инновационной экономики
Ректор Московского политехнического университета, Владимир Миклушевский, на Петербургском международном экономическом форуме анонсировал открытие Передовой инженерной школы (ПИШ) технологического лидерства. Эта новая инициатива направлена на подготовку высококвалифицированных инженеров, способных применять искусственный интеллект для существенного сокращения сроков разработки инновационных продуктов.
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Передовая инженерная школа технологического лидерства представляет собой усовершенствованную версию предыдущей ПИШ электротранспорта Московского политеха, но с радикально новым подходом. Она будет осуществлять полный цикл подготовки — от бакалавриата до магистратуры — создавая интегрированную среду для студентов, практикующих инженеров и представителей ведущих компаний, таких как КамАЗ и «Автотор». Этот формат обучения ориентирован на формирование специалистов, готовых создавать передовые технологии для отечественной экономики, востребованных не только в автомобилестроении, но также в IT, аэрокосмической и других стратегически важных отраслях.
Основной акцент в программе делается на обучение инженеров-исследователей, технологических стартаперов, технологов и конструкторов, которые смогут эффективно использовать ИИ в своей профессиональной деятельности.
«Если лучшие мировые компании тратят семь лет на разработку автомобильной платформы, то наша глобальная цель — ускорить эти процессы в разы, используя цифровые модели и искусственный интеллект», — пояснил Владимир Миклушевский.
Ярким примером практических возможностей университета служит гибридный спортивный прототип FDR12. В этом проекте 70% комплектующих имеют российское происхождение, многие из них были разработаны и произведены непосредственно в стенах Московского политеха. FDR12 оснащен гибридной энергетической установкой и несущей конструкцией собственного производства, изготовленной из композитных материалов (углепластика) с алюминиевыми сотами. «FDR12 — это не просто автомобиль, а испытательный полигон для отработки технологий, уже сегодня необходимых в автомобильной, авиационной и машиностроительной отраслях», — подчеркнул ректор.
«Мы ждем высокомотивированных абитуриентов с отличной подготовкой — проходной балл будет выше. Нам нужны те, кто готов инвестировать в свое образование и работу, не ограничиваясь минимальным временем занятий, а активно создавая новое для развития экономики страны», — заключил ректор.
Представление данной школы является системным ответом на задачи импортозамещения и необходимость технологического рывка. Университет опирается на свой 150-летний опыт партнерства с промышленностью, делая ставку на искусственный интеллект как ключевой катализатор инженерного прогресса.
Пабло Итурралде, директор Передовой инженерной школы технологического лидерства Московского политеха, ответил на вопросы:
— Чем принципиально отличается новая школа от предыдущей ПИШ электротранспорта?
— Передовая инженерная школа технологического лидерства — это развитие прежней ПИШ электротранспорта, но с значительно расширенным акцентом на диверсификацию продуктов. Наша цель — внести существенный вклад в достижение технологического суверенитета страны. Кроме того, мы увеличиваем объем времени, отводимого на практическую подготовку специалистов в рамках совместных проектов с партнерами.
Мы внедрили полный цикл обучения, охватывающий бакалавриат и магистратуру, в единой образовательной среде. Эта среда объединяет студентов, действующих инженеров и представителей индустрии, включая таких гигантов, как КамАЗ и «Автотор Холдинг». Такой подход направлен на подготовку специалистов, способных создавать технологии, востребованные не только в автопроме, но и в IT, аэрокосмической отрасли и других сферах, что способствует укреплению экономики страны.
Наш основной фокус — это подготовка инженеров-исследователей, техностартаперов, технологов и конструкторов, которые смогут эффективно применять ИИ в своей работе. Эти специалисты также будут обладать навыками продуктового менеджмента, маркетинга, управления и понимания экономических аспектов.
— Почему было принято решение расширить фокус с электротранспорта на технологическое лидерство в целом?
— Технологическое лидерство — это не просто лозунг, а стратегическая задача для России. Как образовательное учреждение, мы видим свою миссию в подготовке специалистов, способных реализовывать прорывные проекты как на национальном, так и на международном уровне. Для достижения этой цели мы постоянно отслеживаем мировые технологические тренды, активно сотрудничаем с компаниями-партнерами, чтобы точно понимать их реальные потребности в компетенциях будущих сотрудников и запросы рынка на новые разработки. Мы создаем образовательные программы, максимально ориентированные на практическое применение знаний. Только такой всеобъемлющий подход позволяет выпускать востребованных специалистов, способных создавать актуальные продукты.
Мы также приняли это решение, осознавая необходимость развивать и другие направления, помимо автомобильной индустрии. Поскольку мы накопили глубокий опыт в разработке транспортных и автомобильных систем, включая оптимизацию инжиниринговых процессов, ускорение создания виртуальных моделей, цифровых двойников и автокомпонентов, мы поняли, что можем создавать совершенно иные продукты. Эти продукты, имея общий «генетический код» с нашими предыдущими технологиями, обладают гораздо более широкой сферой применения. Таким образом, мы расширяем наше влияние, становимся полезными большему числу партнеров и способствуем созданию большего количества отечественных инноваций.
— Как будет реализован «полный цикл подготовки» от бакалавриата до магистратуры?
— Сегодня наша школа представляет собой уникальную образовательную экосистему, где теоретическая база гармонично сочетается с работой над реальными производственными задачами. Мы выстроили сквозную траекторию обучения: от бакалавриата с акцентом на фундаментальные инженерные дисциплины до магистратуры с углубленной специализацией и возможностью участия в прикладных исследованиях.
При этом каждый студент с первого курса активно вовлекается в практическую деятельность, будь то разработка цифровых двойников сложных систем, работа с композитными материалами нового поколения или создание алгоритмов для автономного транспорта. Работа над проектами будет занимать около 50% учебного времени, что позволяет студентам приобретать практические навыки параллельно с освоением теоретических знаний.
— Какие конкретно дисциплины и методики будут использоваться для обучения работе с ИИ в инженерии?
— В нашей школе создана система подготовки инженеров, которая органично интегрирует теоретические знания с практическим применением технологий искусственного интеллекта. Это не просто добавление отдельных курсов по машинному обучению, а полное переосмысление подхода к инженерному образованию.
Важно понимать: мы не ставим целью превратить всех студентов в экспертов по ИИ. Наша задача — дать инженерам необходимые практические навыки для работы с современными технологиями, чтобы они могли эффективно решать производственные задачи и значительно сокращать сроки разработки. Опыт показывает, что такой подход очень востребован в промышленности.
Мы не стремимся воспитывать «ассистентов» для искусственного интеллекта или разработчиков ПО в этой области. Мы нацелены на формирование качественной базы знаний, которая будет эффективно использоваться в экосистеме ИИ. Вся собранная информация имеет для нас огромную ценность, поскольку перед современными инженерами стоит важнейшая задача — повысить качество ответов и решений, генерируемых искусственным интеллектом.
Одной из ключевых методик обучения станет прохождение полного цикла работы с данными: от сбора и передачи информации до ее обработки и получения конечных результатов. Это позволит создавать инструменты, применимые в различных проектах. Также в основе обучения лежат проектный подход (от идеи до прототипа за год) и прямая коммуникация с индустриальными партнерами. Наши образовательные программы в большинстве своем разрабатываются совместно с партнерами из индустрии и ежегодно обновляются, чтобы соответствовать динамично меняющимся технологическим реалиям.
— Как будет организована практическая подготовка студентов?
— Практическая подготовка в нашей школе строится по принципу «обучения через реальные проекты». Мы полностью пересмотрели традиционную модель инженерного образования, создав уникальную экосистему, где студенты с первого курса погружаются в профессиональную среду.
Каждый семестр студенты работают над задачами, предоставленными нашими партнерами — ведущими технологическими компаниями. Это настоящие, живые проекты, имеющие реальную ценность для индустрии. В нашем распоряжении — современные лаборатории и «технологические полигоны» в виде действующих проектов, на базе которых студенты могут оттачивать свои знания и навыки. Теперь студенты могут посвящать до 50% учебного времени проектной деятельности совместно с преподавателями, имеющими опыт в индустрии, тогда как ранее этот процент был значительно ниже.
— Какие компании, помимо КамАЗа и «Автотора», участвуют в проекте?
— Нас поддерживают такие компании, как «Авиа-Концепт», Terranica, ИЦ КамАЗ, «Экварта», «Три точки» и другие. Благодаря установлению новых партнерских отношений появляются и новые продукты, например, в области электроники.
— Гарантируют ли партнеры трудоустройство выпускников?
— Гарантия трудоустройства наших выпускников напрямую зависит от того, насколько успешно мы реализуем совместные проекты. Поэтому мы уделяем большое внимание качественному выполнению продукта, одновременно подбирая подходящие кадры для удовлетворения будущих потребностей индустрии. При наличии надежных отношений между университетом и компанией-партнером, мы, как учебное заведение, со своей стороны, гарантируем трудоустройство в тех проектах или направлениях, которые мы развиваем совместно с индустрией.
— Как будет организовано взаимодействие студентов с индустрией в процессе обучения?
— Взаимодействие с индустрией — это не просто дополнение к учебному процессу, а его фундаментальная основа. Мы выстроили комплексную систему сотрудничества, которая позволяет студентам с первого курса работать над реальными производственными задачами. Мы интегрируем проектные модули, специализированное наставничество от преподавателей-представителей индустрии и использование высокотехнологичного оборудования в инновационных лабораториях полного цикла.
Мы сознательно отказались от искусственных учебных заданий. К моменту выпуска каждый наш студент будет иметь портфолио, включающее два-три реальных проекта, выполненных для индустрии, — это и есть их главное конкурентное преимущество на рынке труда.
— Какие конкретные технологии будут разрабатываться в школе?
— Передовая инженерная школа технологического лидерства функционирует как полноценный проектный офис, где студенты, магистранты, инженеры и индустриальные партнеры совместно разрабатывают технологии для повседневной жизни. В основе идеологии ПИШ технологического лидерства лежит стремление к успеху. Главная цель — дать нашим учащимся возможность стать непосредственными участниками создания технологий и разработок, которые мы используем ежедневно.
Эта новая структура станет катализатором для развития стартапов и углубления коллабораций с промышленностью. За свои 160 лет Московский политех зарекомендовал себя как надежный партнер для индустрии, реализуя проекты от электромотоциклов и беспилотных шаттлов до масштабных сотрудничеств с «Автотор Холдингом», КамАЗом и другими лидерами отрасли.
— Как проект FDR12 будет интегрирован в образовательный процесс?
— Гибридный спортивный прототип FDR12 ярко демонстрирует технологические возможности университета. Он отличается высокой степенью локализации: 70% его компонентов произведены в России, при этом значительная часть разработана и изготовлена непосредственно в лабораториях Московского политеха.
Конструкция автомобиля включает в себя гибридную силовую установку собственной разработки и несущую конструкцию, произведенную также внутри университета из композитных материалов (углепластика) с алюминиевыми сотами. FDR12 служит уникальной испытательной платформой для апробации перспективных технологий, которые находят применение в самых разных отраслях — от автомобилестроения до авиации и общего машиностроения.
Над проектом работали 26 человек, 80% из которых — студенты Московского политеха и магистранты Передовой инженерной школы технологического лидерства. В команду вошли также представители различных факультетов. В скором времени планируется расширение команды, поэтому количество студентов, задействованных в проекте, будет только увеличиваться.