Переход от разрозненных IT-решений к централизованному управлению
Правительство Российской Федерации приступило к реализации масштабного эксперимента, цель которого — трансформация государственного управления за счет внедрения принципов национального проекта «Цифровая экономика». Этот процесс подразумевает эволюцию существующей государственной IT-инфраструктуры от множества отдельных информационных систем к единым цифровым платформам. Такие платформы призваны обеспечить эффективное взаимодействие между чиновниками всех уровней, представителями бизнеса и гражданами. На начальном этапе новый подход будет апробирован внутри государственного аппарата, объединяя уже действующие системы документооборота, подготовки нормативных правовых актов и хранения официальных документов в единое информационное пространство. Соответствующее постановление правительства было подписано Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.

Данный шаг направлен на расширение функционала внутриведомственного и межведомственного документооборота, формируя целостное «Единое информационное пространство государственного управления» (ЕИП). Все существующие системы электронного документооборота (ЭДО), а также платформы для разработки нормативных актов и хранения документов станут его неотъемлемыми компонентами, развиваясь в рамках единого цифрового контура ЕИП. Постановление, утверждающее создание этой системы, было подписано главой правительства 4 августа.
В состав ЕИП войдут ключевые государственные информационные системы, такие как ГИС «Нормотворчество», система электронного документооборота аппарата правительства, ГИС «Платформа “Центр хранения электронных документов”» (ЦХЭД), а также ГИС «Типовое облачное решение системы электронного документооборота».
Помимо перечисленных, в единую систему будут интегрированы подсистема электронного обмена документами с грифом «Для служебного пользования» и другие облачные технологические решения. Наиболее современные из них — ГИС «Нормотворчество» (позволяющая нескольким участникам одновременно работать над проектом документа, подобно онлайн-редакторам, но внутри защищенного правительственного контура), а также облачные СЭД и ЦХЭД, станут подсистемами ЕИП. Функции оператора системы возложены на Минцифры, которое будет отвечать за ее эксплуатацию и дальнейшее развитие на основе единых стандартов и правил. Минцифры также сменит Минэкономики в роли оператора системы «Нормотворчество».
Как пояснили в секретариате вице-премьера Дмитрия Григоренко, ранее эти системы развивались обособленно, каждая имела свою технологическую и методологическую базу, а также инфраструктуру безопасности. Интеграция обеспечит бесшовное взаимодействие между ними, значительно сократит трудозатраты на подготовку документов и ускорит процессы их разработки и согласования. Еще одним важным преимуществом станет повышение прозрачности документооборота: информация о прохождении документов и вносимых правках будет автоматически синхронизироваться между подсистемами.
Несмотря на то, что происходящие изменения в первую очередь касаются «внутренних» рабочих процессов чиновников, сама инициатива отражает закрепление важного преобразования в логике их деятельности.
С 2020 года Председатель Правительства Михаил Мишустин последовательно меняет подход к работе исполнительной власти. Вместо разрозненных, вертикально-ориентированных структур, каждая из которых фокусируется на своей отраслевой политике, создается единое пространство для разработки, принятия и реализации решений, использующее все доступные ресурсы. Эффективность этого подхода впервые была продемонстрирована во время пандемии, когда все свободные государственные средства были централизованы для решения экстренных задач. С тех пор этот принцип все шире применяется и становится основополагающим при разработке новых проектов.
Как эксперимент с оптимизацией бюрократии дошел до федеральных министерств
В частности, аналогичная логика применяется и в процессе цифровизации государства. Национальный проект «Экономика данных и цифровое госуправление» изначально предусматривает концепцию объединения изолированных ведомственных государственных информационных систем в единые платформы, доступные для использования всеми уровнями власти, бизнесом и гражданами. Учитывая высокую «цену ошибки» в таких масштабных проектах, куратор нацпроекта Дмитрий Григоренко предпочитает проводить эксперименты «на себе». Например, совершенствование электронного документооборота, запуск ГИС «Нормотворчество» и ряд других проектов изначально тестировались в отдельных департаментах возглавляемого им аппарата правительства. Только после успешной апробации они предлагались Михаилу Мишустину для тиражирования в масштабах Белого дома.
Вероятно, работа по формированию ЕИП в правительстве не ограничится созданием «системы цифровой бюрократии». Ожидается, что она продолжится подключением общих сервисов, справочников (разработка которых уже ведется) и других локальных платформ, объединяющих одну или несколько тематически связанных государственных информационных систем. Примерами могут служить новая платформа государственной статистики, единое информационное поле для работы губернаторов, а также система оперативного управления финансированием национальных проектов.