В Российской Федерации регулярно обсуждается целесообразность государственного вмешательства в формирование цен на продовольствие. Однако, как отмечает главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин, международный опыт свидетельствует о неоднозначности и порой отрицательных последствиях подобных мер.
В качестве примера Борис Копейкин приводит Израиль, где цены на ряд продовольственных товаров регулируются преимущественно антимонопольными механизмами. Тем не менее, эта политика не привела к значительному снижению стоимости продуктов, которые зачастую остаются выше, чем в других государствах.
Другим показательным случаем является Венгрия, где государственное регулирование цен на мясную продукцию и другие товары, по данным исследований, негативно сказалось на объёмах производства в этом секторе.
Иная модель поддержки применяется в США, где малоимущим гражданам предоставляется прямая финансовая помощь для приобретения продуктов питания. В России также периодически поднимается вопрос о введении продуктовых карточек для социально незащищённых категорий населения.
Борис Копейкин считает, что с экономической точки зрения прямой денежный трансфер населению является наиболее обоснованным решением, поскольку позволяет потребителям самостоятельно выбирать необходимые товары. Однако он предупреждает, что такой подход предполагает готовность к тому, что люди будут совершать покупки, исходя из собственных приоритетов, которые могут отличаться от базовых потребностей. Существует также риск того, что выданные по таким программам продукты могут быть перепроданы.





