Законопроекты о маркетплейсах приняты в первом чтении
Девятого июля Государственная Дума одобрила в первом чтении комплекс правительственных инициатив, направленных на регулирование так называемой платформенной экономики. Это касается работы онлайн-площадок, таких как маркетплейсы, службы доставки еды, агрегаторы такси, платформы для поиска исполнителей различных услуг и другие.
Принятый Госдумой пакет включает основной закон, регулирующий цифровую платформенную деятельность, и сопутствующий законопроект, корректирующий существующие отраслевые нормативные акты. Максим Решетников, руководитель Минэкономики, представляя результаты совместной работы правительства, представителей бизнеса и экспертного сообщества, подчеркнул, что предлагаемые нормы призваны гарантировать защиту интересов всех участников цифровых платформ. Министр обратил внимание на то, что в настоящее время платформы не несут полной ответственности перед потребителями за качество предложенных товаров и услуг. Введение четких и прозрачных правил, по его мнению, защитит интересы всех сторон и будет способствовать развитию рынка.
Ключевые направления регулирования охватывают три аспекта:
- защиту прав потребителей (установление ответственности как платформ, так и их партнеров);
- обеспечение интересов предпринимателей, использующих платформы;
- регулирование взаимодействия между платформами и самозанятыми гражданами или индивидуальными предпринимателями.
Владимир Гутенев, председатель комитета по промышленности и торговле, выступая с докладом, отметил, что законопроекты, одобренные в первом чтении, требуют дальнейшей доработки. Он указал, что на недавнем круглом столе эксперты отметили, что в текущую версию вошли не все предложения участников рынка, обсуждавшиеся ранее и предварительно одобренные правительством. Например, комитет считает, что регулирование традиционных торговых сетей остается более строгим по сравнению с цифровыми платформами. В частности, у платформ отсутствует обязательство по проверке разрешительной документации, подтверждающей безопасность пищевых продуктов.
В настоящее время предполагается, что новые законы начнут действовать с 1 марта 2027 года. Однако некоторые депутаты высказали предложение ускорить этот процесс, сдвинув дату вступления в силу на один год раньше — на 1 марта 2026 года, за исключением отдельных положений.
В целом, парламентарии проявили значительный интерес к предложенной инициативе, обсуждение заняло около двух часов. Особое внимание депутатов привлек вопрос о том, как новые нормы помогут защитить покупателей от контрафактной продукции.
В ответ на этот вопрос Максим Решетников пояснил, что закон предусматривает обязательные требования: в описании товара на платформе должна содержаться информация о маркировке, декларациях соответствия и сертификатах. Министр подчеркнул, что без соблюдения этих условий товар не будет доступен для покупки потребителем.
Касаясь сроков внедрения новых правил, глава Минэкономики отметил, что основное время потребуется самим платформам для создания систем досудебного урегулирования споров, интеграции с государственными сервисами и других процессов. В некоторых случаях потребуется и модернизация самих государственных информационных систем. Тем не менее, Максим Решетников пообещал дополнительно рассмотреть вопрос о возможном изменении сроков. В пресс-службе Минэкономики уточнили, что в связи с общественным запросом на более быстрое введение регулирования этот вопрос будет детально проработан с представителями экспертного сообщества и бизнеса в процессе подготовки законопроектов ко второму и третьему чтениям.
Минэкономики скорректировало законопроект о платформенной экономике
«Возможно компромиссное решение», — считает Артем Соколов, президент АКИТ. Он предлагает установить разные сроки вступления в силу для различных положений закона. По его мнению, нормы, касающиеся занятости и работы с исполнителями, требований к логистической инфраструктуре, обмена информацией с налоговыми органами, ведения реестра платформ, а также функционала и статуса пунктов выдачи заказов, могут быть реализованы уже к 2026 году. Однако для процессов, требующих серьезной технологической адаптации, в том числе интеграции с государственными системами, и разработки платформ для досудебного урегулирования споров, необходим более длительный период, и здесь дату 1 марта 2027 года следует сохранить. Такой же срок, по его словам, требуется для начала применения мер административной ответственности согласно КоАП и для вступления в силу сопутствующего закона.
В компании Wildberries & Russ сообщили “Ъ”, что текущая версия законопроекта демонстрирует сбалансированный подход со стороны регулятора, в том числе по срокам. Платформы и их партнеры смогут планомерно подготовиться к внедрению требований, которые повлекут за собой изменения в бизнес-процессах.