«Газели» меняют курс: Анализ быстрорастущих компаний в 2024 году

Новости шоу-бизнеса

Быстрорастущие компании адаптируются к изменениям экономики

В 2024 году количество российских быстрорастущих компаний, известных как «газели», продолжило увеличиваться, достигнув 1822 организаций, по сравнению с 1711 в предыдущем году. Этот рост начался в 2023 году, когда уход зарубежных компаний открыл новые рыночные ниши. Хотя более трети этих компаний продемонстрировали высокую устойчивость, а их доходы и прибыль в целом выросли, общая рентабельность снизилась. В структуре списка «газелей» произошли значительные изменения: уменьшилась доля крупного и динамичного бизнеса, а лидирующие позиции, ранее занимаемые автопромом, автоторговлей и машиностроением, перешли к агропромышленному комплексу (АПК), строительству и транспортному сектору. С момента пандемии COVID-19 правительство рассматривает «газели» как ключевой элемент экономической политики, используя их динамику и показатели для оценки эффективности рыночного регулирования.

Строительство в Воронеже
Строительство в Воронеже

Согласно свежему исследованию «СПАРК-Интерфакс», в период с 2020 по 2024 год к категории быстрорастущих компаний («газелей») отнесены 1822 организации, что на 111 больше, чем в предыдущем четырехлетнем периоде (2019–2023 годы). Для включения в этот список компания должна показывать ежегодный рост выручки не менее 10% в течение четырех лет. Критерии отбора включают высокую и устойчивую динамику развития, отсутствие аффилированности с крупными холдингами или государственным участием в капитале, а также выручку свыше 102 млн рублей на 2020 год. Это отличает «газелей» от «единорогов» – стартапов, рыночная оценка которых превышает $1 млрд.

Среднегодовые темпы роста выручки и чистой прибыли «газелей» продолжают демонстрировать положительную динамику: прирост прибыли увеличился до 76% (по сравнению с 72% в 2023 году), а выручки — до 56% (против 43% годом ранее). Однако эффективность этих компаний снизилась: рентабельность чистой прибыли уменьшилась с 7,4% в 2023 году до 6,7% в 2024 году. Отмечено также, что быстрорастущие компании все активнее привлекают заемные средства: их общая задолженность выросла почти в 3,5 раза.

Важно отметить, что интерес властей к «газелям» возрос после экономических обсуждений в период пандемии, когда решался вопрос о приоритетных направлениях государственной поддержки. Правительство тогда пришло к выводу, что взаимодействие с быстрорастущими компаниями приносит наибольший экономический эффект, поскольку их количественная динамика и финансовые результаты оперативно отражают воздействие изменений в регулировании.

Динамика числа быстрорастущих компаний
Динамика числа быстрорастущих компаний

На фоне замедления российской экономики, вызванного, в частности, высокой ключевой ставкой, произошли изменения в распределении быстрорастущих компаний по группам роста. Общий прирост числа «газелей» обусловлен преимущественно увеличением компаний с темпом роста выручки 10–15%: их стало 839 (49% от общего числа) против 688 (40%) в предыдущем периоде. При этом количество компаний с ежегодным ростом доходов свыше 20% сократилось с 598 до 496, их доля упала с 35% до 29%. Уменьшилась и численность «газелей-гигантов» (крупного бизнеса) — с 38% до 36%. Однако, несмотря на эти структурные изменения, более трети компаний (около 35%) смогли сохранить статус «газелей», что сопоставимо с показателями 2018–2022 годов (34%). Для сравнения, в период 2019–2023 годов, когда число таких предприятий значительно увеличилось с 1034 до 1711, этот показатель составил всего 29%.

Структурные изменения затронули и отраслевую принадлежность быстрорастущих компаний.

Если в предыдущем году лидирующие позиции занимали машиностроение, автомобильная промышленность и торговля автомобилями, то к 2024 году эти сектора опустились на четвертое и пятое места в рейтинге, сократив свои доли с 12% до 9% и с 18% до 7% соответственно. Новыми лидерами стали агропромышленный комплекс, сфера строительства и девелопмента, а также транспорт и транспортные услуги.

В агропромышленном комплексе (14% от всех БРК) ключевым двигателем роста стал пищепром, и в целом сектор продолжал развитие, опираясь на внутренний спрос и изменения в структуре экспорта. Сектор строительства и девелопмента (11% БРК), несмотря на сокращение государственной поддержки (например, прекращение массовой льготной ипотеки с 1 июля 2024 года), продемонстрировал высокие темпы роста выручки (66%) и чистой прибыли (83%) за счет пикового спроса в первой половине года и завершения ранее начатых проектов. Однако этот сегмент постоянно сталкивался с проблемами кредитования, и рентабельность компаний оставалась невысокой. В сфере транспортировки и транспортных услуг (10% БРК) основным фактором роста стал грузовой автотранспорт, на который приходится 42% компаний сектора. Развитие перевозок стимулировалось внутренним спросом, структурными изменениями в экономике и переориентацией экспортных маршрутов на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Примечательно, что ни строительство, ни транспорт не вошли в список самых рентабельных отраслей. Лидерами по рентабельности стали производство компьютеров, электронной и оптической продукции, IT-сфера, а также сельское хозяйство, машиностроение, ремонт оборудования, химическая и пищевая промышленность.

Полина Попова

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса