Его имя ассоциировалось с блеском и успехом: слава, женское внимание, нескончаемые аплодисменты. Однако за внешним фасадом триумфа Валентин Гафт скрывал глубокую внутреннюю пустоту, отмеченную семейными неудачами, горькими признаниями и одной всепоглощающей трагедией. Его откровенность потрясла высшее общество.
Валентин Гафт в роли Воланда в фильме Юрия Кары “Мастер и Маргарита”
Между тюрьмой и “желтым домом”
В послевоенной Москве, в районе Сокольников, рос мальчик, которому предстояло стать одной из самых значительных фигур советской театральной и кинематографической сцены. Валентин Гафт появился на свет в семье еврейских переселенцев. Его отец, ветеран Великой Отечественной войны, в мирное время стал юристом, а мать, домохозяйка, посвятила всю себя созданию домашнего уюта и воспитанию сына.
Валентин Гафт в спектакле “Третья голова”
Их жилище располагалось в необычном, почти символическом “треугольнике”: с одной стороны — мрачные стены тюрьмы “Матросская Тишина”, с другой — оживленный рынок, манящий своей криминальной атмосферой, а напротив — здание психиатрической клиники, известной в народе как “желтый дом”.
Родители прилагали все усилия, чтобы уберечь впечатлительного Валю от негативного влияния улицы. Поворотным моментом в его жизни стало первое посещение театра, когда ему было всего десять лет.
“Я сидел, затаив дыхание, и тогда понял – это мое призвание”, — вспоминал актер.
В мужской школе, где учился Гафт, все роли в любительских постановках, включая женские, исполняли мальчики. Ему часто доставались главные “героини”, и его игра всегда была на удивление убедительной. Тихий, скромный и исключительно воспитанный, Гафт всегда стремился избегать конфликтов. Но однажды он не выдержал: “Это была глупая драка, — признавался он. — Я потерял два передних зуба и думал, что жизнь закончена”.
Валентин Гафт на съемках художественного фильма «Забытая мелодия для флейты»
“Может, теперь одумаешься? — усмехнулся отец. — Выбери себе нормальную мужскую профессию”. “Йосенька, но как же он теперь без зубов?” — тревожилась мать.
Родители нашли выход — золотые коронки, которые впоследствии стали своеобразной “визитной карточкой” молодого актера. С этими сверкающими вставками, в яркой алой рубашке, высокий и худощавый восемнадцатилетний Гафт явился на вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Его приняли без колебаний, разглядев за внешней бравадой несомненный талант.
Уже на последнем курсе Гафт получил первые роли в кинематографе — в фильмах “Поэт” и “Убийство на улице Данте”. Последнюю ленту посмотрел отец, и его реакция была крайне суровой: “Позорище! Ты посмотри на Козакова — какая стать! А ты? Сжался, как мышь! Нет в тебе артиста!”
Кадр из фильма “Чародеи”
Эти слова стали сильным ударом для молодого актера, но именно они зажгли в нем ту искру, которая позже разгорелась в настоящее пламя. Как впоследствии признавался сам Гафт: “Отец хотел, чтобы я стал юристом. Но судьба распорядилась иначе — я стал актером, который мастерски играл юристов”.
Годы скитаний
После завершения обучения в Школе-студии МХАТ в 1957 году для молодого Валентина Гафта начался непростой период. Его актерская карьера развивалась со сложностями — критическое замечание отца о “отсутствии артиста” глубоко врезалось в память. На протяжении двенадцати лет он переходил из одного театра в другой, заработав среди коллег репутацию “неуживчивого и вспыльчивого” человека.
Актер Валентин Гафт в спектакле американского драматурга Дональда ЛиКобурна “Игра в джин”
В 1958 году его приняли в театр Моссовета, но предлагали лишь массовку. Для вдумчивого Гафта, мечтавшего о серьезных ролях в классических постановках, такая работа была мучительной. Спустя год он не выдержал и ушел. Следующей остановкой стал театр Сатиры, где произошло знаменательное событие в его личной жизни — знакомство с красавицей Аленой Изергиной, будущей звездой Московского Дома моделей.
Желая произвести впечатление, Гафт пригласил ее на свой дебютный спектакль, куда впервые пришли и его родители. Этот вечер обернулся настоящим кошмаром: “Может, хватит уже позориться? Найди себе нормальную работу!” — не сдерживая гнева, воскликнул отец. “Валенька, ты не поранился? — тревожилась мать. — Брось ты этот театр!”
Болгарский актер Стефан Данаилов и российский актер Валентин Гафт
Единственной, кто продолжал верить в его талант, оказалась Алена. Когда Гафта уволили из театра Сатиры, он долго скрывал этот факт — Алена узнала об этом последней.
Переломный момент наступил благодаря встрече с режиссером Анатолием Эфросом. В театре на Малой Бронной актер с блеском исполнял роли в произведениях Шекспира и Чехова. Но когда в труппе возникли разногласия, принципиальный Гафт написал заявление об уходе. “Ты что, с ума сошел? Разве уходят от Эфроса?” — недоумевали коллеги.
Для него же творческая свобода была важнее стабильности. Этот поступок предопределил его дальнейший путь — путь свободного художника, который в итоге привел к настоящему успеху.
Крушение первого брака
Брак Валентина Гафта с Аленой Изергиной казался идеальным — он обожал супругу, мирился с ее привязанностью к бездомным животным, прощал капризы. Но все рухнуло, когда он узнал об измене. Позже актер признавался: “Я сам был не без греха — легко увлекался женщинами. А Алена встретила киноведа Даля Орлова…”
Развод стал для Гафта настоящей катастрофой. Он звонил бывшей возлюбленной и молча слушал ее голос в трубке, снова и снова переживая момент расставания.
В возрасте 36 лет у Гафта начался роман с художницей Еленой Никитиной. В этом неофициальном союзе родился сын, о котором артист узнал лишь спустя три года. Елена сознательно скрыла беременность, а вскоре после рождения ребенка уехала с ним в Бразилию. Только много лет спустя сын наконец смог встретиться с отцом.
Брак-ошибка
Второй женой Гафта стала балерина Инна Елисеева — дочь лауреата Сталинской премии, которая ради него оставила драматурга Эдварда Радзинского. Рождение дочери кардинально изменило сознание Гафта — он изо всех сил старался стать образцовым семьянином. “Я никогда не любил ее по-настоящему”, — шокировал он позже своим признанием. Друзья актера утверждали, что Гафт испытывал страх перед бывшей женой. Эта фобия стоила ему отношений с дочерью — он практически перестал с ней общаться, что стало одной из самых болезненных страниц его жизни.
Возвращение на сцену
В 34 года судьба подарила Гафту второй шанс — в Театре Сатиры он блестяще исполнил роль графа Альмавивы в постановке “Женитьба Фигаро”. Этот триумф стал для него своеобразным исцелением: “Я наконец поверил, что могу быть настоящим актером”.
Последняя любовь и спасение
Их судьбоносное знакомство состоялось на съемках фильма “Гараж”, когда оба еще состояли в других отношениях. Роман между Валентином Гафтом и Ольгой Остроумовой начался лишь после ее развода с Михаилом Левитиным.
“Первое время мной двигало желание досадить бывшему мужу, — признавалась актриса. — Валентин красиво ухаживал…”
Официально они заключили брак только в 1996 году. Гафт не только горячо полюбил Остроумову, но и тепло принял ее детей от первого брака.
В 2002 году случилась невосполнимая утрата — трагически погибла 30-летняя дочь Гафта. Девушка, выпускница хореографической школы при Большом театре, долгое время боролась с депрессией. Она мечтала об актерской карьере, но отец принципиально отказался помогать ей в этом. Кроме того, дочь страдала от несчастной любви и крайне сложных отношений с властной матерью.
После нескольких попыток суицида жизнь молодой балерины оборвалась.
Гафт замкнулся в себе, мучаясь чувством вины: “Я перед ней виноват. Это мой крест…”
Именно Ольга Остроумова стала его главной опорой в это неимоверно тяжелое время. Их брак, продлившийся более двадцати лет, оказался для актера настоящим спасением — последней и самой светлой любовью.
Закат великого актера
В последние годы жизни Валентин Гафт посвятил себя написанию мемуаров, демонстрируя не только свой актерский, но и незаурядный литературный талант. Коллеги и близкие, восхищенные его остроумием и глубиной мысли, часто просили персональные посвящения и автографы на страницах его изданных произведений.
Особую радость Гафту в эти годы принесла возможность встретиться со старшим сыном от Елены Никитиной. Молодой человек обещал привезти и внука. Но, к сожалению, этой встрече уже не суждено было состояться. Народный артист России ушел из жизни в декабре 2020 года, так и не оправившись после тяжелой болезни. Свои последние дни он провел в кругу самых близких людей, окруженный их заботой и теплом.