Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно добивается предоставления новых инструментов для пересмотра затрат на оплату труда сотрудников ресурсоснабжающих организаций (РСО) в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) на период 2026–2028 годов. Соответствующий проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения.

В конце 2024 года часть РСО уже получила возможность корректировки базового уровня своих операционных расходов на 2025 год, что было связано с повышением минимального размера оплаты труда (МРОТ). Новая инициатива ФАС предлагает при определении расходов на оплату труда учитывать не только индексацию, но и фактическую численность сотрудников. Кроме того, ФАС стремится более четко определить основания для подачи заявлений о пересмотре: для получения права на перерасчет зарплата персонала РСО должна быть ниже максимального показателя среднемесячной заработной платы по соответствующему региону.
Эти меры могут быть распространены не только на организации, занятые в сферах тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, но и на компании, работающие в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Разработанный ФАС проект постановления правительства вносит поправки в ряд ключевых нормативных актов, регулирующих тарифы в секторах ТКО, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения. Суть изменений заключается в предоставлении отраслевым организациям однократного права подать заявление о пересмотре расходов на оплату труда своего персонала на плановый период 2026–2028 годов. Заявление необходимо будет направить в органы регулирования тарифов до 25 сентября года, предшествующего индексации.
При перерасчете затрат, как указано в проекте, будет учитываться численность персонала РСО, которая будет определяться по действующему штатному расписанию компании. По мнению ФАС, это значительно расширит «возможности пересмотра расходов на оплату труда в условиях долгосрочного регулирования тарифов». Важно подчеркнуть, что тарифы для граждан при этом будут по-прежнему оставаться в рамках установленных предельных индексов платы за коммунальные услуги.
Подать заявление РСО смогут при условии, что среднемесячная зарплата сотрудников регулируемой организации за последний год окажется ниже максимального значения средней заработной платы в субъекте РФ, где она ведет деятельность (а для организаций, работающих в нескольких муниципалитетах, — если зарплата ниже более чем в половине из них). Орган тарифного регулирования должен будет довести расходы на оплату труда до необходимого уровня в течение трех лет.
Главные цели предлагаемых нововведений, как отмечают авторы проекта, заключаются в сокращении отставания роста зарплат в ЖКХ от уровня инфляции и повышении конкурентоспособности таких вакансий на рынке труда. Аналогичная логика, напомним, легла в основу постановления №1810, разработанного к концу 2024 года, которое предоставило РСО возможность пересмотреть базовый уровень операционных расходов на 2025 год с учетом изменения МРОТ, но тогда сфера обращения с ТКО не была затронута.
Согласно пояснительной записке к текущему проекту, в 2024 году РСО направили около 2,4 тысяч таких заявлений, из которых 1,5 тысячи были удовлетворены. В результате общие расходы организаций на оплату труда возросли на 23,3 млрд рублей, и эти средства были учтены в повышенных тарифах, плановая индексация которых была проведена 1 июля 2025 года.
Однако часть заявлений не получила одобрения. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, одной из причин отказа была невозможность уложиться в предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги. Кроме того, у РСО было крайне мало времени (всего «полтора или два дня») на изучение нового постановления и подготовку соответствующих документов для регуляторов, поскольку постановление вступило в силу 17 декабря 2024 года, а срок подачи заявлений истекал 20 декабря того же месяца. В ассоциации также высказали мнение, что региональные комитеты по тарифам физически не справились с проверкой такого объема заявок.
Как пояснил член Общественного совета при Минстрое России Сергей Сохранов, новый проект ФАС использует тот же механизм, что и постановление №1810. Это, по сути, предоставляет РСО дополнительные возможности для обоснования увеличения тарифов (превышающих лимиты на рост расходов граждан на ЖКУ, устанавливаемые правительством ежегодно, но увеличивающие только ту часть тарифа, которая формирует фонд оплаты труда). Сохранов отмечает, что как постановление №1810, так и новый проект подразумевают индексацию фонда оплаты труда лишь на индекс потребительских цен, который значительно отстает от показателя роста МРОТ. В результате, поскольку участники отраслевых тарифных соглашений обязаны повышать зарплату сотрудникам при росте МРОТ, организации «вынуждены идти на ухищрения: сокращать иные статьи расходов либо радикальным образом оптимизировать штат», что приводит к дефициту персонала на коммунальных предприятиях, оцениваемому сегодня в 20%.