Актриса Екатерина Васильева выступает на церемонии открытия V Международного кинофестиваля “В кругу семьи”
Жизнь Екатерины Васильевой — это готовый сценарий для остросюжетного драматического сериала, насыщенный событиями, которых хватило бы на несколько судеб. Известная советская актриса, внучатая племянница выдающегося педагога Антона Макаренко и дочь знаменитого поэта Сергея Васильева, она, находясь на пике своей блестящей карьеры и имея бурную личную жизнь, приняла неожиданное решение уйти в монастырь. Свой 80-летний юбилей Екатерина Васильева встречает уже в сане инокини Василисы.
Непростая семья и трудное детство
Екатерина Васильева в роли Ирины Минелли в спектакле “Тамада” МХАТа имени Горького.
Екатерина Васильева родилась в Москве. Ее отец — известный советский поэт Сергей Васильев. Мать, Олимпиада Макаренко, была племянницей легендарного педагога Антона Макаренко, который удочерил дочь своего брата Виталия, офицера Белой гвардии, пропавшего без вести.
Позднее выяснилось, что ее родной дед не погиб, а жил во Франции, в небольшом городке. Будучи уже признанной актрисой, Екатерина Васильева стремилась встретиться с ним, однако ей не разрешили это сделать.
Екатерина пережила расставание родителей еще подростком. Отец не оказывал финансовой поддержки ей и матери. Чтобы помочь семье выжить, юная Катя работала почтальоном, а по вечерам оттачивала мастерство в театральной студии. С ее высокой статной фигурой, рыжими волосами и яркой внешностью, а также неоспоримым талантом, путь в актрисы казался предопределенным. В 1962 году она успешно поступила во ВГИК.
Успех во ВГИКе и первый брак
Сцена из спектакля “Стеклянный зверинец” по пьесе Теннесси Уильямса в Московском драматическом театре имени Ермоловой.
По воспоминаниям самой Васильевой, в студенческие годы она отличалась бунтарским нравом: курила, не стеснялась крепких выражений и вела себя весьма вызывающе. Она была одной из самых заметных студенток во ВГИКе, душой любой вечеринки. Хотя ее не называли классической красавицей, необычная внешность, яркий темперамент и откровенная прямолинейность привлекали к ней множество поклонников.

Актриса Екатерина Васильева и режиссер Никита Михалков на вечеринке The Hollywood Reporter.

Екатерина Васильева в роли Александры и Михаил Ульянов в роли Булычева в фильме “Егор Булычев и другие”.

Кадр из фильма “Чёрная молния”.

Кадр из фильма “Приходи на меня посмотреть”.
Именно во ВГИКе Васильева встретила своего первого супруга, режиссера Сергея Соловьева. Соловьев обещал активно снимать ее в своих проектах, однако до их расставания она успела появиться лишь в двух его работах: “Предложение” и “Егор Булычев и другие”.
Екатерина Васильева в сцене из спектакля “Все мои сыновья” по пьесе Артура Миллера, поставленного Кшиштофом Занусси.
После завершения обучения Васильева присоединилась к труппе театра имени Марии Ермоловой, а позднее перешла в “Современник”. Как востребованная актриса, она исполнила десятки ролей в самых разных амплуа, что высоко ценилось режиссерами. С особой теплотой Екатерина Сергеевна вспоминала период работы во МХАТе под руководством Олега Ефремова, отмечая как звездный состав артистов, так и необычайно дружелюбную, бесконфликтную атмосферу.
Неудачи в личной жизни

Галина Волчек и драматург Михаил Рощин.

Художественный руководитель театра Олег Ефремов.

Режиссер Сергей Соловьев.
Именно Олег Ефремов представил ее Михаилу Рощину, который впоследствии стал ее вторым мужем. Рощин, влюбившись с первого взгляда, оставил свою семью. В этом союзе родился их сын Дмитрий. Однако драматург жаловался на сложный характер и проблемы с алкоголем у супруги, в то время как за ним самим закрепилась репутация ловеласа. В итоге брак распался.
Со своим третьим мужем, актером Андреем Ларионовым, Екатерина познакомилась на съемочной площадке, где они играли супружескую пару. Они обвенчались, но и этот брак не выдержал испытаний. Ларионов позже признавал, что вина за распад союза лежала на нем.
Примечательно, что когда Ларионов тяжело заболел, именно Екатерина Васильева активно искала врачей и средства, чтобы помочь спасти жизнь своего бывшего мужа.
Из звезд кино — в церковь
Екатерина Васильева на открытии V Международного кинофестиваля “В кругу семьи”.
Несмотря на все жизненные трудности и личные драмы, карьера Екатерины Васильевой развивалась стремительно. Будучи истинной звездой советского кинематографа, она одинаково ярко проявляла себя как в главных, так и в эпизодических ролях. Среди ее самых запоминающихся образов — Эмилия в “Обыкновенном чуде”, загадочный доктор магических наук Кира Анатольевна Шемаханская в “Чародеях”, изысканная Мадам Анаис Бопертюи в “Соломенной шляпке”, драматичная Клара Цаханассьян в “Визите дамы”, Изольда в “Годе теленка”, Анюта в “Экипаже” и колоритная атаманша в “Бумбараше”. На ее счету впечатляющие 163 кинороли.

Кадр из фильма “Обыкновенное чудо”.

Кадр из фильма “Соломенная шляпка”.
Решение Васильевой оставить актерскую профессию и посвятить себя служению Богу в Православной Церкви стало полной неожиданностью для коллег и поклонников. В 1987 году она объявила об уходе из театра и кино. Ее духовным наставником стал протоиерей Владимир Волгин. После перенесенной тяжелой операции на позвоночнике, испытывая острую нужду в духовной поддержке, Васильева отправилась в отдаленный приход, где участвовала в богослужении, исповедовалась Волгину и приняла причастие. Позже она устроилась казначеем в храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве, а затем приняла монашеский постриг, став послушницей. Ее сын Дмитрий Рощин, блестяще окончивший ВГИК, также выбрал путь служения церкви, став священником. Он женат и является отцом восьмерых детей, включая сына Арсения от актрисы Елены Кориковой.