Как идет цифровизация информационного обмена в ЕАЭС
Российские власти активно работают над созданием инфраструктуры для информационного обмена со странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Особое внимание уделяется 14 ключевым направлениям, таким как государственные закупки, налогообложение и торговля. Недавно премьер-министр Михаил Мишустин утвердил положение о государственной информационной системе (ГИС) «Доверенная третья сторона» (ДТС), предназначенной для верификации электронных цифровых подписей при трансграничном обмене документами. Изначально, до 2014 года, Россия планировала развивать информационный обмен со всем миром, но возросшие санкционные риски вынудили переориентироваться на сотрудничество с дружественными государствами и создание инфраструктуры с нуля. В настоящее время соглашение об электронном документообороте действует только между Россией и Беларусью, однако запуск ГИС ДТС открывает новые возможности для расширения этого взаимодействия.
Председатель правительства России Михаил Мишустин
Постановление правительства, подписанное Михаилом Мишустиным, утверждает положение о ГИС «Доверенная третья сторона» (ДТС), которая позволит проверять подлинность электронных подписей в трансграничном юридически значимом электронном документообороте между странами ЕАЭС. Ранее, 24 июля, правительство также утвердило ГИС «Интеграционный шлюз», выступающую в качестве “транспортного” канала для запроса и передачи информации между Россией и другими государствами ЕАЭС. Обе эти системы, работая в связке с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), формируют информационно-технологическую архитектуру российского сегмента интегрированной информационной системы (ИИС) ЕАЭС, при этом каждая страна союза разрабатывает свой соответствующий компонент.
Как пояснили в Минцифры, страны-участницы ЕАЭС ранее договорились обмениваться информацией во всех сферах. Это включает общие процессы, такие как транспортный контроль на внешней границе ЕАЭС или создание единых баз данных по отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарствам. Именно для такого обмена и была создана ИИС ЕАЭС. В министерстве подчеркнули, что подписание документа о положении о ГИС ДТС является юридико-технической необходимостью. Эта система, наравне с «Интеграционным шлюзом», будет полностью интегрирована в инфраструктуру электронного правительства к концу 2024 года.
По информации пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ГИС ДТС призвана обеспечить информационный обмен между исполнительными органами государств-членов ЕАЭС, а также способствовать признанию электронных документов в сегменте B2G (взаимодействие бизнеса с государством) внутри союза. Правила признания электронной подписи при трансграничном информационном взаимодействии были утверждены Коллегией ЕЭК еще 22 августа 2023 года. В ЕЭК тогда поясняли, что компании, работающие в различных странах союза, смогут использовать одну и ту же электронную подпись для взаимодействия с государственными органами. В 2022 году Коллегия ЕЭК определила 14 приоритетных сфер, требующих первоочередного обеспечения признания электронной подписи в трансграничных B2G-взаимодействиях, включая налогообложение, госзакупки, торговлю и трудовую миграцию. Тем не менее, стоит отметить, что правила взаимного признания электронной подписи для, например, государственных закупок, пока еще не утверждены.
Как отмечают в Ассоциации РОСЭУ (объединение разработчиков и операторов систем электронных услуг), запуск ГИС ДТС позволит авторизованным постановлением правительства пользователям получать юридически значимые результаты проверки электронных подписей, в том числе иностранных, при условии заключения соответствующих межгосударственных соглашений. В настоящее время такое соглашение существует только между Россией и Беларусью, однако старт системы открывает потенциал для дальнейшего расширения международного сотрудничества. В РОСЭУ подчеркивают, что ГИС ДТС создается для работы с признанием иностранных электронных подписей по конкретным направлениям и типам документов. В перспективе она может быть применена в ряде отраслей, однако задачи по развитию трансграничного электронного документооборота требуют охвата более широкого круга форматов документов, видов бизнес-процессов и стран-участников. Внедрение и развитие этой ГИС является значимым шагом к системному взаимодействию в данной области, но сама по себе система не станет единственной универсальной базой для всех процессов.