Счетная палата проанализировала «кредитную историю» регионов
По данным Счетной палаты, долговая нагрузка на регионы улучшилась благодаря уменьшению рыночных займов и росту льготного федерального кредитования. За последние три года этот показатель снизился с 20,9% до 17,8% от региональных доходов. Однако аудиторы предупреждают о возможном искажении оценки долговой устойчивости, поскольку в расчет не включаются инфраструктурные бюджетные кредиты, составляющие пятую часть общего долга. Эффективность использования этих кредитов Счетная палата оценила как недостаточную.
Анализ Счетной палаты показал, что за период 2022–2024 годов общий объем госдолга регионов увеличился в 1,3 раза, достигнув 3,1 триллиона рублей к началу 2025 года. Рост задолженности зафиксирован в 68 субъектах РФ, снижение — в 17. При этом структура долга изменилась: доля рыночных займов (банковских кредитов) значительно сократилась с 42,7% до 19,4%. Это привело к снижению расходов на их обслуживание с 93,3% до 67,3% за тот же период. Тем не менее, сумма процентов по коммерческому долгу остается существенной, составив 50,9 миллиарда рублей к началу текущего года.
Одновременно доля бюджетных кредитов в общем долге увеличилась с 55,4% до 78,4%. Это включает инфраструктурные (ИБК) и специальные казначейские (СКК) кредиты, выдаваемые по льготной ставке 3% годовых на региональные инфраструктурные проекты. С 2021 по 2024 год регионы получили 679 миллиардов рублей ИБК, а в 2023 году — 190 миллиардов рублей СКК. Счетная палата отмечает, что эти займы не всегда используются эффективно: сроки сдачи 37% объектов с ИБК и 45% с СКК были перенесены более чем на год, а их стоимость выросла в 36% и 21% случаев соответственно.
Таким образом, общая долговая нагрузка на бюджеты регионов, по оценке Счетной палаты, сократилась с 20,9% до 17,8% от их доходов в период 2022–2024 годов. Снижение зафиксировано в 52 регионах, в то время как в 33 наблюдался рост.
Ожидается, что инициированная в текущем году федеральная программа по списанию двух третей бюджетных кредитов (около 1 триллиона рублей) будет способствовать дальнейшему снижению долговой нагрузки. Условием списания является направление высвободившихся средств на инвестиции и инфраструктурные проекты.
Долговая устойчивость улучшилась: 15 субъектов РФ перешли из средней группы в высокую (теперь 64 региона имеют высокую оценку), а два — из низкой в среднюю. В результате, к концу 2024 года ни один регион не имел низкого уровня долговой устойчивости. Однако аудиторы отмечают, что инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), составляющие 21% долга, не учитываются в расчетах устойчивости (в отличие от СКК), что может приводить к искажению реальной картины. Счетная палата рекомендует включить ИБК в эти расчеты.
Министерство финансов РФ сообщило, что рассмотрит предложения госаудиторов. Ведомство также подчеркнуло, что ведет мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами, стремясь стимулировать субъекты РФ к проведению ответственной долговой политики.
По мнению Елены Анисимовой, управляющего директора и главы группы суверенных и региональных рейтингов АКРА, в 2025 году суммарный госдолг регионов продолжает расти. Она указывает, что увеличение текущих расходов субъектов РФ может привести к дефициту ликвидности, вынуждая некоторые регионы обращаться за коммерческими кредитами, так как бюджетные займы преимущественно целевые (на инфраструктуру). Уже в текущем году банковская задолженность выросла в Белгородской, Нижегородской, Иркутской, Кемеровской, Ульяновской, Архангельской и Мурманской областях.