Минфин сообщил, что по итогам первой половины 2025 года доходы федерального бюджета составили 17,6 трлн рублей, а расходы — 21,3 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета достиг 3,7 трлн рублей, что эквивалентно 1,7% от валового внутреннего продукта (ВВП). Эта сумма точно соответствует объему дефицита, запланированному на весь текущий год согласно закону о бюджете, который был недавно скорректирован парламентом по предложению правительства. Месяцем ранее, по итогам пяти месяцев, дефицит был несколько меньше — 3,4 трлн рублей, или 1,5% ВВП. Это указывает на то, что июнь также завершился с дефицитом; единственным месяцем с профицитом в этом году был март.
Доходная часть федерального бюджета за первые шесть месяцев увеличилась на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Этот относительно скромный рост, который отстает от уровня инфляции (около 10% в годовом выражении), обеспечили ненефтегазовые поступления, увеличившиеся на 12,7% год к году и достигшие 12,9 трлн рублей. Основной вклад в эту категорию внес налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет более половины всех ненефтегазовых доходов. Сборы НДС за полугодие составили 7 трлн рублей, показав рост на 7,3% по сравнению с первой половиной 2024 года.
В то же время, налоговые поступления в бюджет от добычи и реализации нефти и газа в период с января по июнь сократились на 16,9%, составив 4,7 трлн рублей. Как отмечается, это падение в первую очередь связано со значительным снижением цены на российскую нефть сорта Urals и одновременным заметным укреплением курса рубля.
Расходы федерального бюджета в первом полугодии выросли значительно быстрее доходов — на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом Министерство финансов отмечает, что динамика увеличения трат не ускоряется. После резкого роста финансирования в январе (сразу на 64,1% год к году), что объясняется оперативным заключением контрактов и авансированием по “отдельным расходам”, прирост расходов за период с февраля по июнь был уже менее выраженным — 12,9% год к году.
На фоне умеренного роста доходов такое существенное увеличение расходов выглядит напряженным. Тем не менее, эта динамика уже учтена в поправках к бюджету, принятых в июне, и формально соответствует так называемому “бюджетному правилу”. Это правило позволяет наращивать расходы в случае появления дополнительных ненефтегазовых доходов, даже если общие поступления в казну снижаются. Благодаря этому правительство получило возможность дополнительно выделить 0,8 трлн рублей на различные цели. Эти средства будут направлены, в частности, на субсидирование льготных ипотечных программ, поддержку агропромышленного комплекса, индексацию выплат, которые привязаны к высокому уровню инфляции, а также на военные нужды.