Правительство Российской Федерации 24 сентября утвердило проект федерального бюджета на ближайшие три года. Ожидается, что до 1 октября этот документ, наряду с макроэкономическим прогнозом и сопутствующими материалами, будет передан на рассмотрение в Государственную Думу. Премьер-министр Михаил Мишустин оценил запланированный на 2026 год дефицит бюджета в 1,6% ВВП как «приемлемый». Достижение такого показателя во многом обусловлено предстоящим увеличением ставки НДС – ключевого российского налога по объему поступлений.

До момента заседания правительства параметры нового бюджета держались в секрете. Впервые ключевые цифры финансового плана были озвучены председателем правительства Михаилом Мишустиным и министром финансов Антоном Силуановым. Прогнозируемые доходы на 2026 год составят 40,3 триллиона рублей, а расходы — 44,1 триллиона рублей. Исходя из этих данных, рублёвый эквивалент дефицита достигнет 3,8 триллиона рублей, что соответствует заявленным 1,6% ВВП. Глава Кабинета министров охарактеризовал этот показатель как «приемлемый».
Примечательно, что запланированный на 2026 год дефицит существенно ниже того, что складывается в текущем 2025 году. По данным информагентств, согласно утверждённым правительством поправкам к закону о бюджете-2025, дефицит этого года составит 2,6% ВВП, или 5,7 триллиона рублей. Изначально он был на уровне 0,5%, но из-за падения нефтегазовых доходов в июне был увеличен втрое до 1,7% ВВП, и теперь корректируется ещё раз, чтобы соответствовать текущим экономическим реалиям.
Динамика доходов и расходов
Как следует из озвученных на заседании параметров, в 2026 году доходы бюджета увеличатся примерно на 10% по сравнению с 2025 годом, а расходы — на 4%. Очевидно, что менее значительное, чем в последние три года, наращивание трат (ниже текущей инфляции, оцениваемой в 8%) объясняется невозможностью их увеличения в условиях охлаждения экономики, скромного роста ВВП (прогнозируемые 1,3% в 2026 году), сокращения инвестиций (на 0,5%) и относительно низких цен на нефть ($59 за баррель марки Urals).
Приоритеты бюджетной политики в текущих условиях также остались неизменными. Сохранение значительных социальных обязательств (в том числе в рамках действующих до 2030 года семейных, демографических и других национальных проектов), а также высокие военные расходы (в бюджете на этот год вместе с ассигнованиями на безопасность они были запланированы на уровне 40% всех трат; как изменилась эта доля в 2026-м, пока не сообщается) не оставляли правительству широкого пространства для финансового маневра.
Ключевые приоритеты бюджета, как подчеркнул Антон Силуанов, те же, что и годом ранее: выполнение социальных обязательств, обеспечение потребностей обороны и безопасности, а также достижение национальных целей развития, прежде всего в сферах технологического лидерства и развития инфраструктуры.
О нормализации бюджетной политики, предполагающей сокращение обеих частей федерального бюджета, о которой Минфин говорил в 2023 году, речь по-прежнему не идёт. Поясним: после существенного роста доходов (на 20%) и расходов (на 15%) в 2024 году, в 2025-м планировалась нормализация с нулевым первичным структурным дефицитом (баланс без учёта расходов на обслуживание госдолга) и умеренным общим дефицитом. Однако эти планы не были полностью реализованы: в 2025 году плановые расходы были вновь подняты (в течение года их потом ещё и увеличили), первичный дефицит к концу года, по ожиданиям, составит 1,3% ВВП, а объём заимствований для покрытия бюджетного «разрыва», согласно последним поправкам, вырастет в итоге на 2,2 триллиона рублей.
Увеличение фискального бремени
В сложившихся условиях, чтобы сократить разрыв между доходами и расходами, правительству пришлось вновь пойти на увеличение фискального бремени. После повышения налога на прибыль с 20% до 25% (начиная с 2025 года) и расширения прогрессивной шкалы НДФЛ, теперь Белый дом прибег к «последнему резерву» — увеличению ставки НДС с 20% до 22% и ряду других налоговых изменений. По оценкам Минфина, эти меры принесут в бюджет дополнительно 1,2 триллиона рублей в 2026 году. Ещё 200 миллиардов рублей ожидается получить за счёт снижения порога дохода для малого бизнеса на упрощённой системе налогообложения с 60 миллионов до 10 миллионов рублей.
Предполагается, что доработанный пакет бюджетных документов будет внесён в Государственную Думу 29 сентября.