Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2026–2028 годы, а также ряд сопутствующих законодательных инициатив. В текущих условиях, характеризующихся сохраняющимися санкциями, умеренными ценами на нефть, замедлением экономического роста и снижением инвестиций, Министерству финансов предстояло сформировать не столько стимулирующий, сколько устойчивый бюджет. Эта задача была успешно решена: рост расходов ограничен, а в отношении к ВВП траты даже сократились. Достижению приемлемого дефицита в 2026 году на уровне 1,6% ВВП способствовало и увеличение налоговых поступлений на 1,8 триллиона рублей. При этом ключевые статьи расходов остались прежними: оборона и безопасность (38% всех затрат), а также социальная сфера (16%).
Основные параметры и внешние условия
29 сентября Правительство представило в Госдуму полный бюджетный пакет в установленный законодательством срок. Внешние условия, на которых основывался новый бюджет, предполагают «частичную стабилизацию геополитической ситуации без введения новых ограничений», умеренную динамику импорта (обусловленную снижением внутреннего спроса и переориентацией на отечественные товары), а также некоторое восстановление экспорта, преимущественно несырьевого.
Примечательно, что власти не рассчитывают на значительное подорожание нефти. Это связано с влиянием санкций, американских тарифов на глобальную торговлю и общий экономический рост, а также с ожидаемым увеличением спроса на альтернативные источники энергии.
Прогноз Минэкономики указывает на то, что после $58 за баррель российской нефти Urals в 2025 году, в 2026 году её средняя цена возрастет лишь до $59. Средний дисконт к Brent, усиленный санкциями, составит $11. Снижение курса рубля должно несколько поддержать экспортные доходы бюджета: ожидается, что в 2026 году средний курс составит 92,2 руб./$ после 86,1 руб./$ в 2025 году.
Внутренние экономические факторы и устойчивость бюджета
Внутренние условия для формирования бюджета также оказались непростыми. На фоне замедления деловой активности, вызванного охлаждением как потребительского, так и инвестиционного спроса, прирост ВВП в 2026 году прогнозируется всего на 1,3%. В последующие годы, однако, ожидается умеренный рост: 2,8% в 2027 году и 2,5% в 2028 году. Ситуация с инвестициями выглядит сложной: после прироста на 1,7% в 2025 году, в 2026 году прогнозируется их снижение на 0,5%. Пояснительная записка к проекту бюджета объясняет это, в частности, ослаблением роли государственных инвестиций из-за завершения стимулирующей бюджетной политики и активной фазы переориентации экономики на внутренний спрос и развитие импортозамещающих технологий.
В таких условиях Министерству финансов пришлось ориентироваться на формирование не столько стимулирующего, сколько устойчивого бюджета, обеспечивающего достаточность ликвидных резервов Фонда национального благосостояния (ФНБ) и ограничивающего наращивание расходов.
Согласно представленному проекту, номинальные доходы бюджета 2026 года должны увеличиться на 8,6% по сравнению с ожидаемыми в 2025 году, достигнув 40,3 трлн рублей. Рост расходов будет значительно скромнее — на 3%, до 44,1 трлн рублей. В относительном выражении (в процентах от ВВП) доходы останутся на уровне 17,1% ВВП, тогда как расходы снизятся с 19,7% до 18,7% ВВП. Это свидетельствует о том, что после значительного вливания средств в экономику в 2024–2025 годах (что отчасти способствовало росту инфляции), Минфин предпринимает новую попытку бюджетной консолидации в 2026 году.
Дефицит и налоговые изменения
Полученный при таком соотношении доходов и расходов дефицит бюджета-2026 в 1,6% ВВП (3,8 трлн рублей), по словам председателя правительства Михаила Мишустина, считается «приемлемым» (по сравнению с ожидаемыми 2,6% ВВП, или 5,7 трлн рублей, в 2025 году). Покрытие дефицита будет осуществляться преимущественно за счет внутренних заимствований (чистое размещение госбумаг составит 4 трлн рублей). Изъятия из ФНБ также планируются, но в ограниченном объеме — всего 38,5 млрд рублей, при этом к концу следующего года объем ликвидной части фонда должен увеличиться до 4,5 трлн рублей.
Важно отметить, что «приемлемость» дефицита была достигнута в первую очередь благодаря повышению налогов.
Согласно материалам к бюджету, изменения в налоговом законодательстве принесут в 2026 году дополнительно почти 1,8 трлн рублей. Основная часть этих средств поступит от корректировок по НДС — 1,4 трлн рублей (повышение ставки налога с 20% до 22% добавит 1,2 трлн рублей, снижение порога для уплаты НДС малым бизнесом — 200 млрд рублей). Еще 74 млрд рублей обеспечит налог на игорный бизнес, увеличивающий фискальную нагрузку на букмекеров, а 66 млрд рублей — повышение акцизов на алкоголь и табак.
Приоритеты расходов
В структуре расходов бюджета крупнейшие ассигнования, как и в текущем году, приходятся на раздел «Национальная оборона» — 12,9 трлн рублей, что составляет 29% всех бюджетных расходов 2026 года. Для сравнения, на 2025 год на эти цели было заложено 13,5 трлн рублей. Исходя из доступных данных, можно говорить о сокращении плановых военных расходов на 4%. Ещё 3,9 трлн рублей в бюджете 2026 года выделено на раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (9% от общих расходов), что на 11% больше, чем план на 2025 год (3,5 трлн рублей). Второй по величине раздел после обороны — «Социальная политика», на который в 2026 году предусмотрено 7,1 трлн рублей, или 16% всех расходов, что на 9% больше, чем 6,5 трлн рублей в бюджете-2025.
Государственная Дума планирует рассмотреть проект нового бюджета в первом чтении 22 октября.