Государство готовится к активному сотрудничеству с частным сектором в вопросе ликвидации накопившегося экологического ущерба. Росреестр разработал законопроект, который позволит коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям за свой счет проводить рекультивацию загрязненных государственных земель. Взамен они смогут получить эти участки в безвозмездное пользование на срок до пяти лет для восстановления, а затем арендовать их без проведения торгов. Ожидается, что такая схема не только сократит бюджетные расходы, но и привлечет девелоперов, заинтересованных в освоении новых площадок под строительство складских и промышленных объектов.
Изменения в порядке устранения экологического вреда
Для оптимизации процесса ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) Росреестр предложил внести поправки в Земельный кодекс и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10 января 2002 года). Эти изменения дадут бизнесу возможность получать государственные земельные участки в безвозмездное пользование на пятилетний период для самостоятельной рекультивации. После успешного завершения работ, которое будет подтверждаться Росприроднадзором, предприятия смогут заключить договор аренды на эти земли без проведения торгов.
Что такое объекты накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС)?
ОНВОС — это участки суши и водные объекты, а также сооружения и отходы на них, которым был нанесен значительный ущерб в результате хозяйственной деятельности прошлых лет. После обнаружения заброшенных хранилищ ядовитых веществ на обанкротившемся предприятии в Усолье-Сибирском, собственников промышленных объектов обязали проводить их очистку или оплачивать работы по устранению загрязнений при выводе из эксплуатации. Ликвидация бесхозных токсичных свалок и промышленных площадок сейчас осуществляется за счет государства в рамках федеральных проектов «Чистая страна» и «Генеральная уборка». По данным на 28 августа 2025 года, в Государственный реестр ОНВОС включено 1286 объектов.
Потенциал и контроль использования очищенных земель
Авторы законопроекта ожидают, что предлагаемые меры повысят эффективность использования земельных ресурсов, сократят общее количество объектов, включенных в ГРОНВОС, а также значительно уменьшат расходы региональных и муниципальных бюджетов. В условиях ограниченности доступных земель девелоперы проявляют значительный интерес к новым территориям, при этом загрязненные участки особенно привлекательны для создания промышленных зон и складских комплексов.
Документ также предусматривает строгие меры по предотвращению нецелевого использования рекультивированных земель. Будет действовать запрет на изменение категории такого участка, передачу прав пользования третьим лицам, а также на строительство объектов, не предусмотренных утвержденным проектом ликвидации и последующего освоения.
Экономическая выгода и роль государства
Привлечение частного бизнеса к решению экологических задач государства становится все более распространенной практикой. В условиях растущей потребности в оптимизации бюджетных расходов, перераспределение части затрат на частный сектор будет приобретать все большие масштабы. Вице-премьер Дмитрий Патрушев ранее подчеркивал важность привлечения внебюджетных средств: «На каждый бюджетный рубль мы должны привлекать внебюджетные средства». За последние девять лет государственные расходы на ликвидацию объектов накопленного вреда превысили 150 миллиардов рублей. Стоимость работ по каждому объекту сильно варьируется — от нескольких миллионов до десятков миллиардов рублей, что зависит от множества факторов, таких как площадь, расположение, тип и объем отходов, а также применяемые технологии. Предлагаемый законопроект позволит привлечь дополнительные инвестиции, в его подготовке активно участвовало Министерство природных ресурсов.
В Росреестре также отметили, что на спрос на такие земельные участки будут влиять различные факторы, включая объем необходимых затрат на ликвидацию экологического вреда, потенциальную прибыль от последующего вовлечения участка в хозяйственный оборот, а также его целевое назначение. Например, земли сельскохозяйственного назначения будут значительно менее востребованы для этих целей по сравнению с участками в пределах населенных пунктов, поскольку возможности их использования для строительства строго ограничены.
Экспертное мнение о перспективах
Илья Пономарев, член общественного совета при Минстрое, указывает, что ликвидация накопленного экологического ущерба — это зачастую очень дорогостоящая и технологически сложная процедура. Тем не менее, многие загрязненные участки находятся в весьма привлекательных местах. Президент Национального объединения строителей Антон Глушков подтверждает высокий спрос на подобные территории. Он поясняет, что для промышленных зон и складских комплексов действуют менее строгие экологические требования по сравнению с жилой застройкой. Это позволяет применять более гибкие и экономичные методы рекультивации, например, изоляцию загрязненного грунта вместо его полного и дорогостоящего удаления. Кроме того, эти территории часто уже обладают развитой инфраструктурой: транспортными магистралями, инженерными коммуникациями и близостью к логистическим хабам, что «многократно повышает их инвестиционную привлекательность» и значительно ускоряет реализацию проектов.