Белый дом прикладывает ухо к земле

В правительстве обсуждают реформу работы с обращениями граждан

Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» способствует активной информатизации органов власти в России. Это вдохновило правительство на идею создания «прямой цифровой низовой демократии». Как подтвердили в аппарате Белого дома, подходы к реализации этой концепции прорабатываются, в том числе в контексте развития «губернаторского дашборда».

Скриншот одной из вкладок дашборда губернатора — подсистемы ГАС «Управление» для обеспечения работы органов власти регионов
Скриншот одной из вкладок дашборда губернатора — подсистемы ГАС «Управление» для обеспечения работы органов власти регионов

«Дашборд губернатора» — это специальный модуль Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Управление». Его задача — объединить органы власти регионов в едином цифровом пространстве и обеспечить онлайн-контроль за бюджетными потоками, выполнением поручений и реализацией нацпроектов. Система уже действует на федеральном уровне и теперь планируется использовать ее для повышения качества государственных услуг путем точной переадресации обращений граждан в соответствующие органы. Таким образом, Белый дом и губернаторы смогут получать актуальные данные о реальной ситуации «на земле».

Цифровой вице-премьер Дмитрий Григоренко недавно представил очередной этап внедрения «дашборда» среди глав регионов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Он подчеркнул, что для эффективных управленческих решений необходимы не просто данные, а единая цифровая среда, обеспечивающая синхронное взаимодействие федеральных и региональных структур. «Дашборд губернатора» стал именно такой средой. К марту завершилась его тестовая эксплуатация в 28 регионах, а сейчас он внедрен в 43 субъектах РФ. Ожидается, что к концу текущего года система будет доступна всем руководителям регионов. Федеральное казначейство готовит мобильную версию для смартфонов и планшетов, а также специальный раздел «Красная зона», где будет агрегироваться информация обо всех проблемных вопросах и показателях с привязкой к конкретному ответственному лицу в регионе.

Наиболее перспективной инициативой видится развитие системы прямой обратной связи с населением, интегрированной с «дашбордом» и, соответственно, с ГАС «Управление» (которая, в свою очередь, связана с системой «Электронный бюджет»). По данным “Ъ”, возможность распространить эту функцию на все обращения граждан в государственные органы обсуждалась Дмитрием Григоренко на закрытой встрече с губернаторами в рамках ПМЭФ.

Сейчас аналогичная функция реализована на федеральном уровне для объектов национальных проектов. QR-коды на этих объектах позволяют автоматически направлять обращения граждан (их порядка 63 в сутки, или 5 тысяч в год) непосредственно к профильным руководителям и ведомствам. Удовлетворенность результатами этих обращений довольно высока — 69%. Предлагается расширить этот принцип на все обращения, поступающие через портал обратной связи в рамках системы государственных услуг.

Объем таких обращений значительно больше — до 18 тысяч в сутки, или 6,6 миллиона в год. Из них 12 тысяч (4,4 миллиона в год) касаются региональных вопросов. Удовлетворенность ответами составляет 62%. Этот поток регулируется федеральным законом «Об обращениях граждан» (ФЗ-59), обязывающим госорганы отвечать на запросы. Однако обработка обращений зачастую происходит вручную, что существенно замедляет процесс из-за больших трудозатрат и нередко приводит к ошибкам в маршрутизации. Внедрение в систему QR-кодов или других идентификаторов, позволяющих однозначно привязать запрос к конкретному объекту или ведомству, способно значительно повысить эффективность работы с обращениями и общую оценку гражданами качества госуслуг.

Среди потенциальных преимуществ такой системы — обеспечение прямого канала связи между властями всех уровней и населением, а также дополнительный механизм контроля за реализацией государственной политики на основе непосредственных проблем, волнующих граждан. Правительство уже давно рассматривает подобные идеи, поскольку получение оперативных и независимых данных с мест может существенно оптимизировать работу как Белого дома, так и регионального руководства.

В то же время, в Белом доме готовы не только усложнять работу местного аппарата. Как стало известно “Ъ”, параллельно Дмитрий Григоренко обсуждал с губернаторами пути упрощения изменения федеральных нормативных актов, препятствующих решению конкретных задач в регионах. Он предложил использовать для этого рабочие группы, сформированные в рамках «регуляторной гильотины» и освободившиеся после завершения ее основного этапа. В эти группы входят представители бизнеса и регулирующих органов на паритетной основе для выработки компромиссных решений. По предложению Григоренко, инициативы по корректировке федеральных норм, нужные хотя бы нескольким субъектам, могут консолидироваться на площадке профильной комиссии Госсовета и затем оперативно прорабатываться рабочими группами под эгидой правительственной комиссии по административной реформе. В секретариате вице-премьера подтвердили факт обсуждения данной инициативы.

Антон Беркутов
Антон Беркутов

Антон Беркутов - журналист из Нижнего Новгорода с 12-летним опытом работы в сфере экономической аналитики и расследований киберпреступлений. Регулярно публикуется в федеральных изданиях, специализируется на разоблачении финансовых пирамид и криптовалютных афер.

Обзор последних событий в мире шоу-бизнеса