Александр Цыпкин, известный как создатель «беспринципных» персонажей с Патриков, отмечает 28 сентября свой 50-летний юбилей. К этому событию он подходит в статусе популярного писателя, чтеца, драматурга и сценариста. В интервью Максим Шарапов побеседовал с Цыпкиным о его нелюбви к написанию рассказов, мечте о постановке мирового балета, стремлении к популярности в Китае и планах на юбилей.
Итоги к юбилею: нежданный путь к успеху
Накануне 50-летнего юбилея Александр Цыпкин с юмором отзывается о своем возрасте. Подводя промежуточные итоги, он отмечает, что профессиональная самореализация состоялась, хотя он никогда не планировал стать писателем, драматургом или сценаристом. Успехи, такие как спектакли в МХТ и «Современнике», а также популярность сериала «Беспринципные», стали для него приятным сюрпризом. Даже если бы этого не произошло, Цыпкин был доволен своей карьерой в PR и маркетинге, что позволяет ему чувствовать спокойствие относительно своих достижений.
«Бренд» Цыпкина и грани творчества
На вопрос о том, стал ли он сам «брендом», Цыпкин признает свою известность, но уточняет, что она в большей степени связана с его сценическими чтениями, которые он считает скорее театральным, чем чисто литературным жанром. Далее по значимости идут сценарии и пьесы, и только потом книги. Изначально блог, ставший отправной точкой, велся с PR-целями для компании «МегаФон». Сейчас Цыпкин видит себя как творческую единицу, использующую жанр драмеди для вызывания у зрителя сопереживания, будь то смех или грусть.
Источники вдохновения и давление дедлайнов
Цыпкин отмечает, что драматургия Чехова имела гораздо больший охват аудитории, чем его проза. Для себя же Александр самым близким считает создание собственных чтецких спектаклей, где он выступает одновременно режиссёром, драматургом и исполнителем, проживая на сцене жизни своих героев. Главное для него — удерживать внимание театрального зала, что требует особых чтецких навыков. Сценарии идут следом, а наименее предпочтительным жанром он называет рассказы для книг. Вопреки распространенному мнению, Цыпкин не ищет прототипы в конкретных людях. Идеи рождаются из впечатлений и ситуаций, которые «осаждаются в сознании», а часто — под давлением жестких дедлайнов. Писатель признается, что редко пишет «в удовольствие», чаще всего работа происходит в условиях срочной сдачи материала, например, для новых чтений или коммерческих проектов.
Творчество как бизнес и личные парадоксы
Цыпкин успешно соединил творчество и бизнес, получая от литературной деятельности существенный доход, значительно превышающий его заработки в PR. Однако он подчеркивает, что основой этого являются не столько тексты, сколько сценические чтения. Несмотря на дедлайны, которые мешают писать «в удовольствие», Александр признается, что без них вообще ничего бы не делал. Он не любит сам процесс написания, но ради возможности прожить новые жизни на сцене, вынужден создавать новые произведения.
Писатель не согласен с делением литературы на «серьезную» и «несерьезную», предпочитая делить ее на ту, что нравится или не нравится читателю. Он скептически относится к идее, что время всегда отсеивает некачественные произведения, утверждая, что многие талантливые тексты остаются незамеченными. Цыпкин всегда ориентировался на «зрительское» искусство, стремясь к созданию текстов, понятных максимально широкой аудитории, о чем свидетельствует популярность его книг даже в тюрьмах.
Образ легкого и веселого человека, который сложился у некоторых после просмотра «Беспринципных» (сериала, где его тексты подвергаются значительной переработке в процессе командной работы), далек от реальности. В личной жизни Цыпкин признается в склонности к депрессии, отмечая, что чем легче и веселее его произведения, тем мрачнее становится он сам. Это «закон гиперкомпенсации», когда, по его словам, приходится выбирать между счастьем и талантом.
Планы, отдых и мечты: от балета Depeche Mode до китайской деревни
Мысли о написании романа Цыпкину чужды, так как ему интереснее создавать произведения, предназначенные для сценического чтения. Он активно работает над несколькими полнометражными фильмами: от драмы про воскрешение жены с помощью ИИ до антиутопии «Децимация на Стиксе» и комедии о метеорите, превращающейся в драму выбора. Рассказ «Децимация», поднимающий вопросы тоталитаризма, является его любимым. В Москве уже идет четыре его спектакля, и писатель ощущает предел своих возможностей.
На творчество уходит лишь около 20% времени, остальное занимают лекции по бизнесу, диссертация по личному бренду, а также работа в трёх благотворительных фондах. Цыпкин признается, что не отдыхал с момента ухода из корпорации «МегаФон» и не имеет нормальных выходных. Физическую активность он считает вредной, предпочитая свободное время проводить с семьей в Петербурге и с друзьями, ценя человеческое общение.
В кино Цыпкин отдает предпочтение блокбастерам и историческим сериалам, высоко оценивая работы Нолана и российские проекты, такие как «Волшебник Изумрудного города» и «Пророк. История Александра Пушкина», предрекая режиссеру Феликсу Умарову мировую славу. Артхаус, несущий «неврозы режиссера», он отвергает. Из музыки предпочитает электронные жанры, синти-поп, рок-поп, а также русский рок, где «Кино» занимает особое место. Иногда прорывается Моцарт, несмотря на детские «пытки» классической музыкой.
Среди мечтаний Цыпкина — спродюсировать балет на музыку Depeche Mode, который увидят во всем мире, а также крупные кинопроекты, включая совместный с Денисом Аларконом в Латинской Америке и международные чтения его рассказов на разных языках. Он не ограничивается западным рынком, видя потенциал в китайской аудитории.
Свой юбилей 28 сентября Александр Цыпкин отметит на сцене в Калининграде, где пройдет фестиваль короткой прозы, на котором будут прочитаны его и другие рассказы. Праздник, конечно, не обойдется без бокала хорошего вина.