Джироламо Кардано, выдающийся деятель итальянского Возрождения, вошел в историю науки как ключевой алгебраист, разработавший методы решения уравнений третьей и четвертой степени, а также как изобретатель карданного вала. Однако наибольшую известность ему принесла автобиография «О моей жизни», в которой он прямо заявил о своем стремлении к бессмертию. Учитывая, что спустя более четырех столетий его имя остается в памяти, а интерес к его личности только растет, можно с уверенностью сказать: Кардано достиг своей главной цели.

Автобиографии и мемуары ученых и изобретателей – явление распространенное, написанные как до, так и после Кардано. Достаточно вспомнить Плиния Младшего, Блаженного Августина, Дарвина, Кулибина, Теслу, Джеймса Уотсона, Ричарда Фейнмана, Зигмунда Фрейда, Льва Ландау, Ричарда Докинза, Норберта Винера, Стивена Хокинга – этот внушительный список может быть легко продолжен.
Среди значимых фигур Возрождения, оставивших свои жизнеописания, выделяется Бенвенуто Челлини. Его труд «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» служит ценным источником для историков, описывая жизнь в Италии в эпоху Итальянских войн. Эти 65-летние войны, начавшиеся за пять лет до рождения Кардано и продолжавшиеся до его 60-летия, были чередой конфликтов между Францией, Испанией и Священной Римской империей за господство над Италией и средиземноморской торговлей. Миланское герцогство стало основным полем битвы, а в родной Павии (20 км к югу от Милана) произошло сражение, которое впоследствии назовут первой битвой Нового времени, отмеченной использованием огнестрельного оружия. В то время Кардано, изучавший медицину в Павийском университете, вынужден был бежать в Падую, часть Венецианской республики, где царило относительное спокойствие (проблемы у республики начались позднее, в XVI веке). Именно в Падуанском университете в 1525 году он получил диплом врача, после чего вернулся в немного успокоившийся Милан.
Сквозь Века
Исследователи тщательно восстановили хронологию создания автобиографии Кардано «De vita propria» («О моей жизни»). Работу над ней он начал в Риме в 1575 году, вскоре после трехмесячного ареста в Болонье по обвинению в ереси – предположительно, за составление гороскопа Христа и приписывание звездным влияниям событий его жизни. Пережив тюремное заключение и домашний арест, Кардано был вынужден отречься от своих «еретических» трудов и прекратить преподавание, после чего отправился в Рим, чтобы добиться полного снятия обвинений от папы. Там, получив прощение и даже папскую пенсию, он завершил «De vita propria» в октябре 1575 года и скончался в сентябре 1576 года. Таким образом, эта книга не была сборником дневниковых записей, а представляла собой цельное автобиографическое произведение, написанное им как подведение итогов всей жизни.
Первое издание автобиографии Кардано появилось в Париже в 1643 году. В 1654 году последовало второе издание в Амстердаме, а третье и последнее латинское издание вошло в «Полное собрание сочинений Иеронима Кардано из Милана», вышедшее в Лионе в 1663 году. С XVIII века «De vita propria» регулярно переиздается в переводах, появляясь по несколько раз в столетие в различных европейских странах. В России книга была издана в 1938 году, а новейший перевод вышел в 2012 году.
Конечно, существует множество научных трудов античных ученых, таких как Аристотель, которые переиздавались веками и остаются актуальными до сих пор. Однако речь идет о научных трактатах, а не о личных автобиографиях. Вопрос о том, сколько автобиографий ученых смогли сохранять популярность и переиздаваться на протяжении четырех столетий, пока остается открытым для социологов науки. Тем не менее, существует общепринятое мнение, что широкую аудиторию, включая ученых, привлекают не столько детали детства Кардано или особенности его научных исследований (например, то, что его правая рука была значительно толще левой, или его долихоцефалия — “яйцеголовость”), сколько IX глава его «De vita propria», озаглавленная «Размышление об увековечении моего имени». Этот интерес особенно возрос в современную цифровую эпоху, когда доступ к его оцифрованной автобиографии стал делом нескольких кликов.
По мнению социологов науки, именно “рецепт” достижения известности в научной сфере продолжает привлекать внимание к Кардано. Несмотря на то, что его научные идеи давно устарели, его подход к построению карьеры в науке, безусловно, заслуживает тщательного изучения молодым ученым. Кардано писал: «Стремление увековечить свое имя зародилось во мне так же рано, как поздно я смог приступить к его реализации. У меня не было ни богатства, ни власти, ни крепкого здоровья, ни поддержки семьи, ни выдающихся способностей или достижений; я плохо владел латынью, не имел друзей, а мои родные жили в нищете и унижении. Несколько лет спустя мне приснился сон, который вселил надежду на то, что мне удастся достигнуть желаемого во “второй жизни”. Но я не мог понять, как это произойдет, и только чудесным образом обретенное знание латыни дало мне основания верить в успех…»
«Неудивительно, что я был охвачен и горел этим стремлением к славе; но все же поразительно, что, осознав все свои недостатки, я сохранил эту безрассудную страсть, ведь амбиции Цезаря и других были тщетны. Однако моя жажда славы, столкнувшись с таким количеством преград и несчастий, была безрассудной, но не столь бессмысленной. Я никогда не стремился к пышности и почестям; напротив, я презирал их и желал лишь, чтобы окружающие понимали мою сущность, а не то, каким я кажусь. Я жил по своим правилам, ожидая будущего и презирая настоящее. Если мое стремление ищет оправдания, то оно заключалось лишь в желании, насколько это возможно, пережить свое время. Такое желание кажется оправданным и достойным, ибо даже если надежда не сбудется, оно все равно похвально как естественное. Целью, к которой я шел, было увековечение моего имени, насколько это было в моих силах, а не богатство, праздность, почести, высокие должности или власть». Таким образом, по мнению Кардано, ключ к успесу в науке – это отказ от искушений богатством, властью и самодовольством.
Признанный Целитель
Хотя Кардано получил медицинское образование, миланская гильдия врачей отказалась принять его в свои ряды. Причиной стало не отсутствие квалификации, а его незаконное происхождение. В результате, Кардано провел десять лет, практикуя в провинции. Лишь благодаря протекции влиятельных пациентов, миланские медики все же приняли его. Вскоре он стал одним из самых популярных врачей в Милане, а еще через десятилетие его имя было известно по всей Европе.
Кардано неоднократно приглашали на должность лейб-медика к датскому королю, французскому монарху, а затем и к императору Священной Римской империи. Он предпочитал избегать придворной службы, но успешно лечил высокопоставленных особ, получая в качестве вознаграждения либо значительные суммы, либо влиятельное покровительство. Так, шотландский архиепископ Гамильтон, исцеленный им, выплатил 1,5 тысячи золотых дукатов, что, по словам самого Кардано, сделало его «богатейшим человеком на несколько лет». Интересен случай с епископом Модены, кардиналом Мороне, от которого Кардано отказался взять деньги. В 1570 году, когда Кардано оказался в тюрьме, Мороне уже занимал пост декана Священной коллегии кардиналов в Ватикане, и, вероятно, именно его влияние помогло Кардано избежать сурового наказания со стороны инквизиции.
В издании «Полного собрания сочинений Иеронима Кардано из Милана» 1663 года четыре из десяти томов посвящены медицине, однако они не оказали значительного влияния на историю этой науки. Для Чезаре Ломброзо эти труды, напротив, служили доказательством безумия Кардано. Ломброзо считал его «глупым, как ребенок», поскольку Кардано «осмелился критиковать Галена, исключить огонь из стихий и назвать колдунов и католических святых помешанными», полагая, что этот великий ум был психически нездоров всю свою жизнь.
Не оспаривая сомнительный «диагноз» Ломброзо, следует отметить, что Джироламо Кардано был выдающимся диагностом и терапевтом своего времени. Однако в научном плане его медицинские воззрения оставались на уровне Галена, жившего во II веке н.э. В отличие от него, современники Кардано, такие как Андреас Везалий, Амбруаз Паре и Жан Фернель, также известные как практикующие врачи, внесли революционный вклад в сравнительную анатомию и физиологию, заложив тем самым основы современной медицины.
Сам Кардано, по всей видимости, осознавал, что медицина, хоть и могла принести ему почести, богатство, комфорт и даже влиятельные посты, была слишком изменчивой областью для достижения вечной славы. Поэтому, обеспечивая себе существование врачебной практикой, он активно искал себя и в других разнообразных сферах знаний: от механики и криптографии до математики и астрологии, которая в XVI веке считалась вполне респектабельной наукой.
Математические Прорывы
Наибольших успехов Кардано добился в математике, одно время занимая должность профессора в Милане. Стоит отметить, что тогда эта позиция не предполагала зарплаты, а само звание «профессор» было скорее синонимом «преподавателя», без современного веса. Однако, если не учитывать безусловное увековечение его имени в «карданном вале», именно в математике Джироламо Кардано достиг наибольшего признания.
В 1545 году Джироламо Кардано опубликовал свой труд «Artis Magnae, Sive de Regulis Algebraicis», известный как «Великое искусство, или Правила алгебры». Его выход почти совпал с публикацией революционных работ Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» (1543) и Везалия «De humani corporis fabrica libri septem» (1543), которые, несмотря на менее громкие названия, изменили представления о мироздании и медицине соответственно.
«Великое искусство» Кардано, тем не менее, не осталось без внимания современников-математиков. Современные историки науки отмечают, что книга «содержала зародыш современной алгебры, выходящей за рамки античной математики». Главным достижением стало открытие методов решения кубических уравнений и уравнений четвертой степени в радикалах. Хотя прикладная значимость формул Кардано, по мнению историков, была невысока из-за существовавших на тот момент точных методов вычисления корней уравнений любой степени, само по себе открытие этих новых методов, неизвестных ни античным ученым, ни математикам исламского мира, послужило мощным стимулом для европейских математиков и легло в основу введения комплексных чисел. Таким образом, вклад Кардано в математику, безусловно, заслуживает увековечения его имени.
Однако история, связанная с этим увековечением, далека от безупречности. Кардано сам упоминал ее как в «Великом искусстве», так и в автобиографии, стараясь сгладить острые моменты. Последующие историки науки продолжают попытки его оправдать, хотя это непросто, поскольку сама история предельно проста. В начале XVI века математик Сципион дель Ферро из Болонского университета обнаружил общий метод решения кубических уравнений, но так и не опубликовал его. О существовании метода знали лишь его зять Аннибале делла Наве, также математик и наследник архива дель Ферро после его смерти в 1526 году, а также ученик дель Ферро, Антонио Мария дель Фьоре.
В 1533 году Антонио Мария дель Фьоре вызвал на публичное состязание своего венецианского коллегу Николо Фонтану, прозванного Тартальей (Заика, из-за травмы горла, полученной в детстве от французского солдата во время осады его родного города Брешии в 1512 году), предложив ему решить кубическое уравнение. Подобные математические поединки были распространены в первой половине XVI века в крупных торговых центрах Северной Италии, представляя собой своего рода тотализатор, где зрители делали ставки на победителя, а триумфатор получал значительный приз.
Николо Тарталья одержал победу, используя усовершенствованный им метод дель Ферро. Историки до сих пор спорят, открыл ли Тарталья этот метод самостоятельно или же зять дель Ферро, прельщенный долей от выигрыша, раскрыл ему секрет. В любом случае, в этот момент в историю вмешивается Кардано. Он убедил Тарталью раскрыть секрет в обмен на обещание покровительства влиятельных особ, торжественно пообещав не разглашать его без разрешения. Однако Кардано тотчас же опубликовал метод в своем «Великом искусстве», упомянув, правда, имя Тартальи.
Реакция Тартальи – возмущение – была вполне предсказуемой, и неясно, почему Кардано был удивлен. В своей автобиографии он отмечал: «После этого я посвятил себя книге “Великое искусство”, собирая материалы в то время, когда Джованни Колла начал свою кампанию против меня, а Тарталья, у которого я заимствовал первую главу своей книги, предпочел видеть во мне соперника и победителя, нежели друга и человека, облагодетельствованного». Вероятно, концепция «благодеяний» имела иное, более сильное значение для ученых той эпохи.
Кардано сам оказал благодеяние 15-летнему Лодовико Феррари, своему слуге, обнаружившему незаурядные математические способности. Он сделал его своим учеником, а затем помог устроиться на работу в Милане. Феррари активно помогал Кардано в поисках решений кубических уравнений, а заодно самостоятельно нашел метод решения уравнений четвертой степени. Кардано опубликовал алгоритмы Феррари в «Великом искусстве», а затем организовал математический поединок между Феррари и Тартальей, чтобы доказать независимость их открытий. Феррари одержал победу над Тартальей. Однако, несмотря на все эти детали, ключевым моментом стало то, что алгоритм дель Ферро—Тартальи вошел в историю математики как «формула Кардано».
Завершая обзор математических достижений Кардано, стоит упомянуть его трактат «De ludo aleae» («Об азартных играх»). По мнению современных историков, именно в нем Кардано «впервые приблизился к общему понятию вероятности». Однако эта работа, включенная в десятитомное собрание сочинений Кардано, была опубликована в 1663 году, уже после того, как Гюйгенс выпустил свою книгу «De ratiociniis in ludo aleae» («О расчетах в азартной игре», 1657), а Паскаль и Ферма в своей знаменитой переписке 1654 года заложили фундаментальные основы теории вероятностей.
Бессмертие Имени: От Вала до Блокчейна
Бесспорным достижением Кардано является «карданный вал». Он изобрел и описал этот механизм в своей книге «De rerum varietate» («О разнообразии вещей»), опубликованной в 1558 году. Более точно, Кардано разработал универсальный шарнир, который в XIX веке лег в основу того, что сегодня известно как карданный вал. Несмотря на утверждения историков техники о том, что подобные шарниры были изобретены до и после Кардано, включая Леонардо да Винчи, именно его имя прочно ассоциируется с этим устройством.
Примечательно, что термин «карданный вал» вошел в обиход только в XX веке. До этого в технических описаниях и патентах фигурировали названия вроде «приводной вал» или «ведущий вал», а в словарях и справочниках не было понятия «карданный вал». Сейчас же оно повсеместно. Вероятно, историки техники не задаются вопросом, кому принадлежит заслуга в таком закреплении названия, как и большинство из нас, принимая это как данность, существовавшую пять веков. Эта неоспоримая уверенность служит ярким доказательством того, что Кардано действительно достиг своей цели — увековечить свое имя.
Джироламо Кардано прожил долгую жизнь, полную испытаний в суровую эпоху. Он не накопил богатств и не обрел семейного счастья: его жена, вышедшая за него в 15 лет, скончалась рано; старший сын был казнен за отравление жены после известия об ее измене; младший сын обокрал его и сбежал. В преклонном возрасте сам Кардано предстал перед судом инквизиции.
В своем стремлении увековечить имя Кардано создал около 200 научных трудов по самым разнообразным направлениям. И, несмотря на все трудности, он достиг желаемого. Похоже, карданный вал – лишь предвестник истинного бессмертия его имени. Десять лет назад была запущена блокчейн-платформа Cardano, а недавно на ней появилась бета-версия чат-бота Girolamo на основе искусственного интеллекта, призванного стать альтернативой популярному ChatGPT. Сегодня они соревнуются, подобно итальянским алгебраистам 500 лет назад, но ставки в этой новой гонке несоизмеримо выше.